24 апреля в Малом зале филармонии пройдет второй проект стартовавшей прошлой осенью серии «Debut to Master» под названием «Золотая молодежь на «Карнавале животных».
Владимир Фаншиль
Необычный вечер грозит разрушить привычные представления меломанов об академическом концерте, ведь главная идея проекта — рождение нового жанра в традиционном пространстве. Ради этого в Малом зале филармонии соберется интернациональная команда молодых, но уже очень востребованных артистов.
За музыкальную часть вечера отвечает австралийский дирижер Владимир Фаншиль, недавний выпускник Петербургской консерватории, ныне активно работающий не только в Австралии, но и в театрах Европы. Самый известный среди молодых и самый молодой среди известных режиссеров Василий Бархатов, лихо завоевавший Мариинский театр, в ответе за веё остальное. С ним заодно Полина Толстун, артистка БДТ имени Г. А. Товстоногова, успевшая засветиться и на сцене Мариинского в немой роли обворожительной Олимпии из «Сказок Гофмана».
Полина Толстун
Полина Толстун: «Я из всех создателей концерта в наименьшей степени имею отношение к музыке, но в то же время я уже «втянулась» в нашу историю. Для меня во многом тоже хулиганство: попробовать выйти за рамки драматической сцены и смешать актерское мастерство с музыкой.
Я очень заразилась этим проектом и болею за него. Благодаря ребятам я стала слушать больше классической музыки и понимать ее, видеть и чувствовать ее совершенно иначе. Они всегда рассказывают мне, что происходит в музыке. Я вижу эту музыку и хочу чтобы другие ее тоже именно увидели.
Володя разбирает музыку абсолютно по законам драматургии, это очень увлекательно. По идее, я актриса и могла бы уже знать, что в музыке заключена прекрасная драматургическая история, но я не знала об этом, как и многие другие. В драматическом спектакле музыка используется по-своему, чаще как вспомогательный инструмент. Здесь же у нас музыка главная, а все остальное — вспомогательные инструменты, в том числе и я. Моя задача — заинтересовать зрителей своим появлением, возможно, текстами, которые я буду читать. Надеюсь, благодаря этому публика станет более внимательной и восприимчивой к музыке. В нынешнем концерте из моих уст прозвучат стихи и проза Даниила Хармса, произведения которого, как мне кажется, сейчас очень актуальны, но не связаны с нашей музыкой напрямую».
Однако главные роли на этом концерте достались пианистам, это: гордость петербургской фортепианной школы — молодые, но уже хорошо известные музыканты Александр Пироженко и Станислав Соловьев, а также румынский пианист Серджио Тухуциу, ныне работающий в Лондоне. Не менее важная роль отведена Оркестру Государственного Эрмитажа.
В их исполнении прозвучит классика, но классика очень разная и непременно «свежая». Свой Первый фортепианный концерт – стремительный и в то же время лирический – Мендельсон сочинил в 22 года. Задорная Первая симфония Прокофьева по мысли автора могла бы появиться, «если бы Гайдн дожил до наших дней». Наряду с популярнейшей симфонией, музыканты представят и раритетную «Увертюру на еврейские темы», написанную Прокофьевым «по случаю». «Большая зоологическая фантазия» Сен-Санса «Карнавал животных» также написана «по случаю» — в качестве сюрприза для концерта французского виолончелиста Шарля Лебука. Музыкальная шутка маститого автора для двух пианистов и камерного ансамбля представляет собой сюиту карикатур на животных, под которыми скрыты человеческие характеры. Оригинальная выдумка Сен-Санса не терпит академичного исполнения, не случайно автор долго не решался опубликовать его. Можно не сомневаться, что Сен-Санс был бы доволен, узнав, что его «Карнавал животных» соберет в Петербурге молодую и задорную команду экспериментаторов под руководством артистичного дирижера и музыкального режиссера.
Владимир Фаншиль, музыкальный руководитель проекта, дирижер: «Вообще-то я Одессит, вырос в Австралии, сейчас живу и работаю в Берлине, в Петербурге я учился 5 лет в Консерватории им. Римского-Корсакова. Когда я ее заканчивал, подумал, что будет очень грустно, если я просто уеду и повода для следующего приезда не будет. Отчасти поэтому я встретился с Васей Бархатовым и сказал: «Надо немножко похулиганить и создать новую концертную серию».
Я очень люблю Малый зал Филармонии, но, к сожалению, в него очень редко ходит молодежь. Мы решили придумать что-то, не трогая музыку, чтобы привлечь молодежь. Для этого мы создали проект «Debut to Master», с которым связали еще и международный конкурс. Теперь каждый год мы выбираем победителя этого конкурса: в прошлом году это был скрипач Юрий Ревич, ему 22 года. В этом году победителем стал Серджио Тухуциу, он приедет к нам из Лондона. Таким образом мы представляем петербургской публике новых молодых звезд. Все это мы делаем для подъема настроения, смотрим на наши концерты как на источник вдохновения. Но самое главное для нас, чтобы люди возвращались в Филармонию на обычные концерты, желательно до того момента, когда они выйдут на пенсию».
Василий Бархатов
Василий Бархатов, режиссер: «Я был тронут рассказом Володи, который близко к сердцу принял судьбу Малого зала Филармонии: «Я всем туловищем чувствую увядание Малого зала Филармонии», сказал он. После этих слов, невозможно было не включиться в проект.
У нас нет задачи перетянуть одеяло с музыки на какое-то другое действие, другое высказывание. Сразу надо понимать, что это еще не спектакль, но уже не концерт. Это желание оживить и встрепенуть известный всем формат выступления. Понятно, что стихи в Филармонии читают не первый раз, и подчас они там бывают еще скучнее, чем музыка.
Вообще, есть ощущение, что наши граждане считают, что оперный театр — это скучно, а Филармония — это еще хуже, чем оперный театр, что-то находящееся за гранью добра и зла. Нам хотелось показать, что это не так, без нотаций и нравоучений, разрядить атмосферу и дать толчок для новых форматов в зале Филармонии.
С одной стороны, мы не делаем ничего сверхъестественного: нет задачи эпатировать, или делать что-то, что до нас никто в Филармонии не делал. Все мы — люди не очень скромные и можем позволить себе в Малом зале все, что захотим, но дело не в этом. Никто не станет делать что-то за гранью этикета и общественных норм, просто чтобы сказать: «А теперь в Филармонии сыграли голышом, и не смычками, а мочалками». Хотя первая идея была такой. (Смеется). В этом нет юношеского экстремизма по отношению к площадке или форме исполнения, как раз наоборот. По чтению стихов, по минимальным мизансценическим связкам — это скорее напоминает ту культуру «правильных» филармонических концертов, которая существовала раньше. Мы пытаемся сделать настоящий, хороший, интеллектуальный, интеллигентный концерт, но тем языком, которым можем на сегодняшний день».