Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича начала продажу абонементов в Большой и Малый залы на сезон 2013-2014 гг.

Филармонические абонементы — это показатель стабильности жизни: если у среднестатистического петербуржца все в порядке с делами и он жаждет духовного роста, то в конце сезона он обязательно приступит к вдумчивому выбору концертных абонементов на следующий год. Как никак, а выбор это серьезный, определяющий до какой-то степени нашу жизнь или хотя бы существование, а значит разобраться в этом надо не суетясь. Как и всегда, в программе есть абонементы, значимые сами по себе, на которые публику зазывать не надо — она и так пойдет, да еще и к каждому концерту лишние билетики спрашивать будет.

Первый абонемент Большого зала традиционно посвящен Юрию Хатуевичу Темирканову, бессменному главе и самой филармонии, и ее главного симфонического оркестра Заслуженного коллектива России. В честь семидесятипятилетнего юбилея маэстро составлен прекрасный цикл концертов из любимой музыки юбиляра с любимыми публикой звездными солистами: Натали Дессей, Мишей Майским, Элисо Вирсаладзе, Николаем Луганским, Денисом Мацуевым и Андреем Барановым. Тут что ни концерт — праздник, такие подарки нам дарят редко. А самому маэстро подарок приготовили музыканты ЗКР: Первый абонемент Малого зала, в котором камерную музыку исполнят солисты оркестра и известные петербургские музыканты – Петр Лаул, Андрей и Сергей Догадины, Алексей Массарский.

ЗКР традиционно выступает и в собственном абонементе «Первый оркестр России», в котором в этом году сделан акцент на дирижерах: за дирижерским пультом, кроме Юрия Темирканова, будут стоять глава Баварской оперы Кент Нагано, руководитель Варшавского филармонического оркестра Энтони Вит, лауреат многочисленных Grammy Майкл Тилсон Томас, а также Василий Синайский, Александр Дмитриев, Эльшад Багиров. И здесь тоже появятся звездные солисты – Наталья Гутман, Николай Луганский, бас-баритон Ральф Лукас в «Вагнер-гала».

Свой абонемент есть и у Академического симфонического оркестра филармонии – «Александр Дмитриев и его оркестр». Здесь можно будет услышать произведения самого широкого спектра, от Моцарта и Чайковского до Рихарда Штрауса и Шимановского. Уровень оркестра стабильно хорош, с таким не жалко прогуляться по всей истории музыки.

Отдельным авторским концертным циклом выделяются выступления Геннадия Рождественского – самого маститого и масштабного из представленных дирижеров. В следующем сезоне Геннадий Николаевич предлагает публике малоизвестную или забытую французскую музыку. Симфония д’Энди, оратория «Заповеди блаженства» Франка и «Баллада о Редингской тюрьме» Ибера на стихи Оскара Уайльда – это все уже достаточный манок для пытливого меломана, которому в наших концертных залах такого живьем не услышать. Помимо ЗКР в концертах примут участие хор Михайловского театра и неизменные партнеры маэстро, его супруга-пианистка Виктория Плотникова и сын, скрипач Александр Рождественский.

Геннадий Рождественский. Фото: Владимир Постнов

Познавательным будет и абонемент «Линия жизни», в котором представлена музыка XIX века, в каждом случае в эволюции от юношеских опусов до зрелых сочинений. Заявлены вечера музыки Верди (к его 200-летию), Листа, Бетховена, Мусоргского и семьи Штраусов. Расширяются тематические абонементы, пользующиеся большой популярностью у публики.

Абонемент № 6 «Страсти по романтизму» с музыкой от Шумана до Берлиоза в исполнении АСО филармонии и, в основном, петербургских дирижеров и солистов — Сергея Стадлера, Николая Алексеева, Михаила Татарникова, которого уже наверно можно считать петербуржцем, а также Мирослава Култышева, Льва Клычкова. Исключение здесь составит Эдуард Кунц — один из самых титулованных молодых пианистов по крайней мере в Европе, если не в мире.

Эдуард Кунц

Абонемент «Музыка Вены» с произведениями как Гайдна, Моцарта и Бетховена, так и «нововенского» классика Арнольда Шёнберга, а также некотором вкраплении композиторов-романтиков. Исполнители — оба оркестра филармонии, дирижеры Михаил Юровский, Лео Кремер, Валентин Нестеров и солисты — Петр Лаул, Станислав Соловьев, Илья Козлов.

Абонемент «Классика: перезагрузка» как и в прошлом году, соединяет в один вечер принципиально разную стилистически и исторически музыку: Сибелиус соседствует с Леонидом Десятниковым, Бетховен с современным американским композитором Брайтом Шенгом, а Гендель с молодым петербуржским композитором Михаилом Крутиком и классиком азербайджанской современной музыки Фараджем Караевым. Исполнители, в основном, петербургские молодые музыканты, а в случае с Шенгом и Крутиком — и сами авторы.

Той же публике адресован и абонемент «Нескучная классика», в котором можно услышать музыку самых разных современных авторов, и петербужцев Королева и Слонимского, и Нино Рота с Леонардом Бернстайном, но также и Шуберта, Шопена, Дебюсси, Дворжака. Продолжается и любимый молодежной аудиторией абонемент «Во фраках и джинсах» с его обаятельным ведущим Александром Маличем, а также новый абонемент «Филармонические пятницы с Никой Стрижак», которая представит публике свой собственный выбор музыкальных шедевров.

В Малом зале, центральной концертной площадке для камерной музыки в нашем городе, абонементы более консервативные. В чем есть своя ностальгическая прелесть — в целом за последние 20-30 лет они не очень изменились, а иногда даже и исполнители остались прежними. Во-первых, это самый посещаемые «Фортепианные вечера», в которых выступят прославленные Элисо Вирсаладзе и Алексей Любимов, а еще — Михаил Петухов, Полина Осетинская, Петр Лаул, Майкл’О Рурк.

Алексей Любимов. Фото: Владимир Постнов

Как и всегда, есть абонемент струнной музыки «Виртуозы смычка», вокальной — «Вокальные вечера» и «Судьбы и роли», камерной — «В камерных жанрах», «Дивертисмент» (абонемент одноименного ансамбля), «Юбилейный», посвященный юбилейным датам этого года. А также несколько выходящих за рамки академической музыки программ. «Вечера духовной музыки», в основном, хоровой в исполнении лучших петербургских коллективов, «Музыкальная мозаика» с вкраплениями джаза и популярной музыки, а также дань моде «Барокко и не только», в котором смешаны и историческое исполнительство, и джаз, и русская традиционная музыка в представлении Сергея Старостина, и азербайджанский мугам в исполнении великолепного Фаика Челеби, и импровизации на музыкальные темы XVII-XVIII веков Андреса Мустонена — то есть все то, что никак не могло войти в традиционную абонементную «раскладку» зала. И конечно, в обоих залах продолжаются образовательные дневные абонементы, рассчитанные на детей или семейное посещение.