Пелевин и рок-н-ролл.

Самый закрытый, загадочный и успешный писатель России — настоящий меломан. Рок-н-ролльными аллюзиями пронизаны все его произведения. Строчки из песен Пелевин выносит в эпиграфы. Немецкий писатель Инго Шульце в одном из интервью рассказывал, что журнал New Yorker однажды устроил фотосессию для него, Пелевина и еще двух молодых писателей с мировыми именами. «Фотограф снимал нас так, как будто мы — какая-то рок-группа!», — удивлялся Шульце. Ничего удивительного: это — рок-поколение. Пусть и в литературе.

БГ

Персонажи Пелевина поют песни БГ и цитируют его. Сам Борис Борисович Гребенщиков тоже явно неравнодушен к Пелевину-писателю и Пелевину-человеку. В интервью называет автора «Омона Ра» «Витькой» и сообщает какие-то невероятные вещи, вроде того, что «мы беседовали о разных школах корейской медитации».

У БГ нет ничего, впрямую навеянного Пелевиным, но очевидно, что темы и идеи писателя и музыканта часто пересекаются и перекликаются. Хит 90-х, «Древнерусская тоска», предвосхитил появление романа «Generation П» с его специфическим ощущением той тревожной эпохи.

Ва-Банкъ

Закрытый Пелевин, как ни странно, поучаствовал в создании целого концептуального альбома известной рок-группы. Ведомый Александром Ф. Скляром пост-панк-коллектив «Ва-Банкъ» записал целый альбом «Нижняя тундра» по одноименному рассказу Пелевина. С полнейшего одобрения автора.

Новаторы

Экспериментальный коллектив eNsemble создал трек под названием «Mahakala». Как утверждается, написана она по мотивам «Чапаева и Пустоты». В буклете двойного альбома, куда вошла эта композиция, написано, помимо прочего, следующее: «Для большей отвратительности инструменты должны быть плохо настроены (вернее, хорошо расстроены)».

Коллектив «Иней» — Юрий Орлов, Игорь Шапошников и Андрей Киреев — герои московского рок-андеграунда. Суть не в этом, суть в том, что именно данная супергруппа написала музыку к спектаклю «Чапаев и пустота».

Ну а то, что к Пелевину обращались модные у хипстеров электронщики — это вообще удивительным не представляется. Mujuice написал музыку для спектакля «Хрустальный мир», поставленный в Белоруссии.

Серьезные композиторы

Один из главных российских современных композиторов — Антон Батагов. Он сочиняет в стиле, который в 60-е на Западе называли минимализмом. Работы минималиста Батагова, странно сказать, известны всем: он писал мелодии для заставок телеканалов (НТВ в частности). Талантливый человек на службе масс-медиа — это, вообще говоря, довольно пелевинская история.

Известно, что Батагов — серьезный буддист. То есть какие-то точки пересечения у него с Пелевиным должны быть. Мы спросили композитора, что именно в его творчестве навеяно книгами Пелевина. Антон ответил так: «Я очень и очень люблю ВП — не просто как гениального писателя, но и как настоящего буддийского мастера, каждый раз находящего роскошную коммерческую форму для того, чтобы вдолбить в головы читателей понимание самого главного. У меня нет ни одного сочинения, впрямую «навеянного» каким-либо текстом ВП, но, так или иначе, все это о том же... Вообще бывают забавные моменты. Например, я как-то сказал Мартынову (Владимир Мартынов, советский и российский композитор, — А.Б.) в ответ на его заявление о том, что в наше время вообще не может быть написан настоящий роман, так как эта литературная форма умерла, и пользоваться ею может только ничего не понимающий человек: а вы, говорю, читали «t» Пелевина? Прочитайте! Это роман, в котором содержится не просто суть буддийского учения, он представляет собой, по сути, традиционную тантрическую практику. Мартынов прочитал. После чего очень на меня разозлился!».