9 января в Концертном зале Мариинского театра выступит квартет имени А. П. Бородина.

Старейший камерный коллектив в России и один из старейших в мире, струнный квартет имени Бородина является сегодня чуть ли не последним мастодонтом камерного исполнительства в нашей стране. Что бы там не говорили нынешние функционеры от культуры, в советские времена музыку поддерживали фундаментально, а значит, была возможность существования государственных ансамблей, в которых люди могли – как ни смешно – просто работать. Не бегать по халтурам, не играть одновременно в двух оркестрах и десятке одноразовых проектов, а также преподавать в трех местах, а просто работать, каждый день проводя пятичасовые, к примеру, репетиции. Одним и тем же составом. Вы представляете, что дают ежедневные многочасовые репетиции на протяжении хотя бы двух-трех лет? А шестидесяти семи?

Конечно, с 1945 года, когда квартет был основан, состав его неоднократно менялся. Но не так часто, как можно было бы представить – виолончелист Валентин Берлинский, например, играл в нем 63 года, почти до самой смерти. Он был одним из тех, кто студентом подписал кровью (вы чувствуете степень героической самоотверженности молодых музыкантов?!) некий договор, в котором ансамблисты давали клятву верности друг другу, а квартет объявлялся главным делом их жизни. Смешная романтика, скажет скептик, однако же факт остается фактом: квартет существует до сих пор, соблюдая преемственность своего фирменного качества, «инструмента с шестнадцатью струнами», как его однажды назвали критики.

Но квартет имени Бородина сейчас уникальное явление нашей культуры именно потому, что подобных ему не осталось. Квартеты не могут существовать без дотаций, по всему миру их поддерживает какой-нибудь университет или музыкальное общество, или даже напрямую государство. В нашей же новейшей истории государство поддерживает разве что оркестры, наши руководители всегда тяготели к масштабности, камерная же музыка – дело слишком интимное и не такое выигрышное с точки зрения позавчерашнего работника райкома, перекинувшегося сегодня в демократа. А значит, профессиональные, сыгранные, с многолетней концертной деятельностью квартеты в нашей стране исчезают, вымирая, как когда-то вымерли мастодонты. Печальная данность нашей и так не слишком веселой жизни.

Коллектив за свою долгую жизнь выступил почти со всеми мировыми звездами в качестве солистов, благо и инструментальный репертуар огромен, и слава квартета была таковой, что за честь считали с ним сыграть и Эмиль Гилельс, и Давид Ойстрах, и Святослав Рихтер, с которым ансамбль сотрудничал в общей сложности более сорока лет. Но в Петербург они приезжают в «базовом» составе. Что и дает нам возможность в чистом виде услышать это, превозносимое по всему миру, знаменитое качество камерного исполнительства, которому в нашей стране равных, к сожалению, больше нет. В программе концерта два больших квартета – ля-минорный Брамса и фа-мажорный Чайковского.