Струнный ансамбль «Synergy Orchestra» можно без сомнений назвать самым амбициозным классическим коллективом нашего города. Молодые, талантливые и смелые музыканты оркестра с футуристическим азартом рушат стереотипы, не приемлют банальность, честно и уверенно создают музыкальную реальность завтрашнего дня.

29 декабря и 5 января на сцене ЛенДок «Synergy Orchestra» сыграет концерты с ведущими музыкантами мира: в декабре с «Rastrelli Cello Quartet» — приехавшей из Германии четверкой виолончелистов русского происхождения, в январе — со скрипачом Андрем Барановым, победителем международного музыкального конкурса имени королевы Елизаветы в Бельгии, и Сергеем Маловым, победителем конкурса Майкла Хилла в Новой Зеландии, Токийского конкурса альтистов, конкурса Яши Хейфеца в Вильнюсе и многих других. Также в качестве солистов выступят виртуозы – Федор Белугин (альт), Михаил Дегтярев (виолончель), Андрей Федченко.

О нестареющей классике и современной музыке, об увертюрах Прокофьева и синтетических жанрах перформативного искусства мы поговорили с создателями и участниками «Synergy Orchestra» — Дмитрием Саетовичем и Ильей Теном.

Расскажите, как появилась идея создать оркестр?

Дмитрий Саетович: Наш коллектив появился два года назад, в январе 2011. Мы с Ильей решили что городу нужен хороший оркестр. Вообще, в стране много коллективов, но достойных мало. Мы поставили задачу стать достойным коллективом, и сверхзадачу — лучшим коллективом в городе. Но, поскольку все мы молодые, денег ни у кого нет, работали на чистом энтузиазме. Мы потихонечку двигались, нас начали узнавать, стали приглашать выступать. Люди хотят слышать оркестр снова и снова, потому что видят колоссальную разницу по сравнению со многими другими коллективами. Поэтому до сих пор это все не «загнулось».

А как набирали команду?

Дмитрий: Наш оркестр отличается от других тем, что у нас нет музыкантов, которые приходят работать по найму, у нас коллектив, «группешник». Мы позвали хороших музыкантов, с которыми нам приятно не только музицировать, но и общаться, с которыми легко найти общий язык. Постепенно все участники коллектива стали одним целым. «Synergy»— это объединение усилий, мыслей и возможностей для достижения цели.

Только в этом отличие от других музыкальных коллективов?

Дмитрий: Нет, конечно. Например, все государственные оркестры и большие организации, которые занимаются музыкой, имеют ни от чего не зависящий бюджет. Там люди, что называется, не парятся, им не нужно делать что-то новое. В этом смысле они существуют в прошлом веке, а мы стараемся привносить живое, актуальное искусство, мы занимаемся творчеством.

Илья Тен: Дело в том, что мы решили использовать принципиально новый подход к работе. У нас, например, нет дирижера. Дима — концертмейстер оркестра, первая скрипка и он ведет репетиции, но у каждого есть возможность высказаться, предложить что-то, в этом наше отличие от других оркестров.

То есть не все гладко в академических оркестрах?

Дмитрий: Конечно! Есть показательный момент: существует такая тенденция — хорошие музыканты уезжают из страны. Но, когда эти хорошие музыканты приезжают сюда на новый год или на каникулы, они оценивают нашу деятельность как нечто неестественное для страны. На фоне старых дирекций концертных залов и концертных агентств мы не стоим на месте, постоянно что-то делаем, движемся. К тому же, отчасти мы способствуем возвращению талантливых исполнителей и вызываем у них желание работать на родине, наши зимние концерты это доказывают.

Вы ломаете стереотипы в отношении классической музыки и академического исполнительства...

Дмитрий: Да, но это не значит, что мы играем классику кардинально иначе, чем кто-то другой. Мы привносим интересные нюансы и делаем классическую музыку доступной для понимания практически любому человеку, будь то панк, или рокер, или бизнесмен. Все они, приходя на наши концерты, погружаются в особую атмосферу, которую мы создаем с помощью смешения разных стилей и программ. В одном концерте мы можем сочетать и классику, и джаз, и обработки песен группы «Kraftwerk» — это немецкие электронщики 80-х годов. Все это может оформляться видео-артом или проекцией. Человеку, который живет в XXI веке, сложно воспринимать звук без изображения. Он привык сначала видеть, а потом слушать, поэтому мы, по крайней мере, облегчаем людям нахождение на наших концертах. На наших концертах невозможно уснуть. У нас получается создавать атмосферу, в который человек может максимально приблизиться к тому, что делаем мы и понять то, что мы хотим донести.

То есть, то, что вы создаете, некий синтетический жанр?

Дмитрий: Да, это синтез.

Илья: Например, на одном из первых выступлений мы взяли «Увертюру на еврейские темы» — произведение, написанное для небольшого ансамбля. Мы сыграли его оркестром, и добавили к этому современный балет, хореографию создавала Лилия Бурдинская. Получилось цельное произведение, и это уже не «Увертюра на еврейские темы», потому что в балете другой сюжет, но все вместе помогает зрителю прочувствовать музыку.

А визуальная составляющая не отвлекает?

Дмитрий: Мы стараемся не показывать ничего такого, что перетянет внимание на себя. Скорее —это  что-то абстрактное.

Илья: К слову, 5 января мы будем играть только классику, которую выбрали солисты. Сначала мы решили сделать полноценный видео-ряд для этого концерта, но, чем больше мы слышали музыку, тем больше понимали, что эта музыка настолько насыщена, что совершенно самодостаточна.

Расскажите, кстати, про будущие концерты.

Дмитрий: 5 января будет концерт, в котором примут участие выдающиеся музыканты, победители престижных конкурсов. Но это, конечно, не определяющий фактор. Они действительно настоящие музыканты, которые признаны во всем мире, которые гастролируют, их концертный график расписан на несколько лет вперед, и для нас огромная честь выступать с ними.

А 29 декабря, в знак окончания записи альбома с «Rastrelli Cello Quartet», мы сыграем программу, которая и будет представлена на этой пластинке. В первом отделении чуть-чуть поиграем классики, потом выйдет «Rastrelli Cello Quartet» и исполнит свою программу. Второе отделение — полностью джазовая программа: четыре виолончелиста и оркестр.

Как называется альбом?

Дмитрий: Название пока что не придумали. Но это не первая наша пластинка, с сентября по ноябрь мы записывали виниловую пластинку с Георгием Каспаряном, бывшим гитаристом группы «Кино» — 20 песен группы «Кино», пластинка выйдет в январе.

Как вы относитесь к современной неклассической музыке?

Дмитрий: Отлично. Музыкальный мир Петербурга очень тесен. У нас в оркестре играют два контрабасиста, у которых есть панк-рок группа, у нас играет контрабасист — бывший басист . В Петербурге благоприятная обстановка для того, чтобы синтезировать разные культуры.

Вы говорите, что с январского концерта начнется  новая музыкальная эпоха...

Да, в скором будущем мы, надеюсь, проломим систему филармонического общества и люди начнут по-другому относится к музыке. Когда лучшие музыканты мира приезжают в город и обращаются не в старые коллективы, а хотят играть с нами — это показатель того, что с этого момента должно начаться что-то новое. Поэтому мы так амбициозно заявляем: начнется новая эпоха!