Фестиваль «Площадь искусств», благодаря году Германии в России или же какому-то счастливому случаю, в этом году представляет программу гораздо более широкую, нежели привычный подбор известных звезд и многообещающих дебютантов в академическом исполнительстве. В этот раз в афише фестиваля есть и новая музыка, причем в прекрасном исполнении (ансамбль Recherche, Алексей Любимов, Марк Пекарский), и музыка барокко – в исполнении просто-таки наилучшем.

Берлинская Академия старинной музыки, или Akamus, один из самых известных в мире ансамблей или камерных оркестров, играющих на исторических инструментах и специализирующихся на музыке барокко. Интерес к аутентичному исполнительству, который возник в Западной Европе во второй половине ХХ века, в данном случае помножен на немецкую основательность, в результате чего получился замечательный коллектив. Тридцать лет непрерывной работы – а это в наши дни и в аутентичном мире не так уж часто случается, и как следствие - великолепная сыгранность, о которой в нашей исполнительской культуре помнят только редкие аксакалы филармонической публики.

Недавно у петербургских меломанов была возможность услышать концерт ансамбля берлинской филармонии Scharoun, того великолепного качества камерного исполнительства, которое достигается только многолетними ежедневными репетициями. Akamus из того же теста, но они еще и опробовали себя в громадном количестве самых разных аутентичных программ, расширяясь по мере необходимости и до симфонического оркестра.

Четверть века Akamus сотрудничает с контртенором и дирижером Рене Якобсом, с которым они выпустили, в том числе, несколько оперных постановок, из самых известных – «Волшебная флейта» Моцарта и «Дидона и Эней» Перселла. Но главное поле деятельности ансамбля, все-таки, камерное и в этом своем качестве они спокойно и добросовестно работают, давая около ста концертов в год, регулярно записывая диски, которые получают все самые престижные музыкальные награды мира, от родного Deutsche Grammophon до американского Grammy.

Концерт аутентичного ансамбля в 18 декабря Большом зале Филармонии – это заведомо противоречивое событие: меломаны-аутентисты, которые выделились в Петербурге в особую полу-богемную касту публики, ходят, в основном, в Малый зал и Капеллу, где камерная музыка на жильных струнах просто лучше звучит, да и масштаб происходящего несколько интимнее. Akamus же своим авторитетом может переломить этот стереотип восприятия, допустив исторический стиль исполнительства в цитадель академического искусства. Ансамбль привозит самые популярные и беспроигрышные произведения немецкого барокко, они же – и самые показательные и «коронные» в их репертуаре: Пятый бранденбургский концерт и Ми мажорный концерт для скрипки с оркестром Баха, фа-мажорный Concerto Grosso Генделя, а также очень показательный, в плане наглядного экскурса в европейскую духовую школу, которая у нас уже практически исчезла, Концерт ми минор для блок-флейты и флейты с оркестром.