Диана Арбенина – не только звезда русского рока, она уже давно стала героем поколения, его вдохновением и голосом. Ее темперамент, творческая чуткость и нетривиальность мысли, порой граничащая с безрассудством, не нуждаются в представлении.

Эмоциональная и непредсказуемая, Арбенина эпатирует, завораживает и влюбляет в себя с одинаковым успехом. Поэтому с таким нетерпением ждут ее поклонники в Петербурге, куда она приезжает в рамках тура в поддержку нового альбома «4». О снах, молодости и музыке «ВД» поговорил с лидером группы «Ночные Cнайперы».

Фото: Ольга Михалева.

Диана, как вы сами относитесь к своему новому альбому «4»? Что изменилось в музыке, текстах, манере исполнения? Если вообще изменилось...

У меня родился еще один ребенок. (улыбается) Мальчик. Причем родился сразу взрослым, сосре- доточенным, страстным, конкрет- ным в манере выражения своих мыслей и желаний. И, конечно же, добрым, потому что родился из любви. А если говорить о традиции – «Снайперы» себе не изменили: записали все единым подходом. Поселились в студии Евгена Ступки и «зафиксировали» свои мысли. Сделали все быстро и уехали играть концерты, в которых уже игрались «Гугл», «Что мы делали прошлым летом», «Бунин», «Мечты». С позиций подхода к песне как таковой я стала еще более жесткой. Песни пишутся, претерпевая адскую цензуру. Однако основной принцип неизменен – я говорю так, и мне наплевать, как к этому отнесутся. Это моя жизнь и моя правда. Я, конечно, максималист.

Я абсолютно четко помню сон, в котором этот альбом пришел ко мне и «сказал», что пора бы ему выйти в мир музыки. Я проснулась – это была весна – и поняла, что время пришло. И мы начали готовить его рождение. Я долго не могла решить, как его назвать, и опять был сон, в котором я поняла, что его имя – числительное «4». Я вняла сну. На сегодня это максимально удачная пластинка. У нас получилось, не оглядываясь на форматы, моду, конъюнктуру и прочую пену социума, выразить себя сегодня, в 2012 году. Изобрести то, что нам диктовалось нашими душами, нашим опытом. Я очень довольна.

А какое значение для вас в творчестве и в жизни имеют сон и сны?

Невыносимо актуальны! Сплю по два-три часа. Мечтаю лечь и проспать часов двенадцать. Проснуться, выпить чаю и опять – «заплыв» на 12 часов. Ни разу не удавалось. Смирилась. Мне очень не хватает сна, в том числе, с точки зрения его мистического подтекста. В нем можно найти ключи к тому, что происходит в реальной жизни. Вокруг нас знаки. Надо уметь их видеть.

В этом альбоме есть песня «Абсолюты». Что для вас значит понятие абсолюта?

Это песня про парня, с которым я была очень близка. Мы были влюблены друг в друга. А потом он «опопсел», и я исчезла. Абсолют – это дружба с совестью, которая в итоге создает гармонию в сердце.

Какими людьми Вы стараетесь сейчас окружать себя в работе и в жизни? С одной стороны, составы группы часто меняются, но, с другой, есть музыканты, которые остаются с Вами уже очень долго. Легко ли вы прощаетесь с людьми?

Только друзья. Никаких пассажиров. Я рада, что простилась с каждым, с кем простилась. Так было надо. Это сложно понять в момент прощания, и часто думаешь – конец света! Потом летят месяцы, а в некоторых случаях годы, видишь человека, которого от себя отрезал, видишь, каким он стал и думаешь: «Господи, как же хорошо, что я все-таки решилась!».

Хотите ли вы сейчас что-то изменить в своей жизни?

Место жительства. Жить в лесу уже проблематично: малыши растут, и нужно думать о школе, бассейне и кружке по изобразительному искусству.

Один из лучших альбомов «Ночных Снайперов» носит название «Рубеж». Расскажите о своих жизненных и творческих рубежах.

Неудачный альбом. Нам удалось убить много хороших песен. Никогда не думала о рубежах. Мне и слово-то не нравится. Пошла на поводу у коллег, называя так альбом. Изначально он назывался «31:37».

Воспринимаете ли Вы жизнь как эстетический феномен, стараетесь ли творить ее как произведение искусства?

Жизнь диаметрально противоположна искусству. Она детальна, она груба, она отчаянно-нежна. В ней много грязи, много возвышенного, много неба, много слез, много счастья. В ее палитре смешиваются цвета со скоростью падения мексиканского космонавта. Ее невозможно уловить. Она меняется каждую долю секунды. Она суть свобода. В отличие от искусства, которое не более, чем попытка ее изобразить.

Вам свойственен бесконечный жизненный и художественный поиск, часто проявляющийся в неспокойствии, метаниях, ажиотаже. Несмотря на творческое и материальное благополучие. Вы нашли себя?

Про благополучие – смешно! Поверьте, я очень неблагополучный человек! (Смеется.) Без усилий найдется добрая сотня человек, которые вам это подтвердят. Но, да, я нашла себя.

В вашем творчестве всегда была актуальна тема возраста. Есть ли связь между возрастом и талантом, творческими силами? С годами Вы молодеете или стареете душей?

Старость – это не шестьдесят, не семьдесят, это может быть и сорок пять лет. Важно следовать своему пути и не продаваться. Я не имею в виду деньги – продать свои принципы и честность намного проще, чем их сохранить. Почему классные и дерзкие в юности люди к среднему возрасту становятся рабами комфорта, понтов, брендов, трендов, статусов, всей этой пустой мути? Наблюдаю, и сводит скулы. В сухом остатке – лицо, деформированное злостью и погоней неизвестно за чем, с заломами вокруг рта от гримасы, изображающей улыбку. Наше лицо ничего не может скрыть.

Моя бабушка прожила 92 года и умерла красивой и молодой женщиной, полной сил и желания жить. Сердце устало. Перед смертью, накануне последнего дня рождения, я спросила, что ей подарить. «Подари мне молодость», – сказала она. Я продолжаю ее путь в себе. Я не старею. Я еще маленькая.