10 декабря на сцене концертного зала Мариинского театра симфонический оркестр театра выступит с французским дирижером Марком Минковски и солистом Евгением Никитиным в программе «Вагнер и Брукнер».

Марк Минковски. Фото: Marco Borggreve

Концерт привлекателен, с какой стороны не посмотри. Во-первых, европейской, а то и мировой славы, дирижер. Причем, славы специфической, связанной с аутентичным движением в музыкальном мире, в котором Минковски был активным популяризатором еще в 80-е годы. Создав ансамбль Les musiciens du Louvre, играющий на исторических инструментах, он заставил европейскую публику полюбить подзабытую французскую барочную музыку Марэ, Шарпантье, Люлли и Рамо, а также мало исполняемые оперы Генделя и Глюка. И в дальнейшем, он будет верен этим авторам и барокко в целом, завоевав на этом поприще множество наград. Тем более интересно его обращение в 2000-х годах к сочинениям ХХ века, в которых дирижер также внимательно определяет собственный стиль автора, не насилуя его своей трактовкой. Это необычно для нашей традиции — до сих пор, к сожалению, и чрезвычайно полезно для оркестра. Кроме того, это делает честь маэстро Гергиеву, который не боится подпускать к своему коллективу знаменитых дирижеров, исповедующих прямо противоположный ему принцип работы.

Оркестр под руководством Минковски исполнит Третью симфонию Брукнера, ту самую, что безнадежно провалилась в первой редакции — Брукнеру вообще не очень повезло с прижизненным признанием, - но в переработанном виде прочно вошла в мировой репертуар.

Евгений Никитин. Фото: Наталья Разина

Программа концерта составлена не без лукавства и с хорошей внутренней логикой: Брукнер посвятил это свое сочинение Вагнеру, «недосягаемому, всемирно известному благородному мастеру поэзии и музыки», да еще и поначалу обильно использовал в нем цитаты из опер гораздо более именитого при жизни современника. И частично эта музыка прозвучит во втором отделении в исполнении оркестра и солиста театра Евгения Никитина, полнозвучный бас-баритон которого, вкупе с явным драматическим талантом, идеально подходят для вагнеровских партий. Помимо симфонической увертюры к трагедии Гете «Фауст», которую за невыдуманный лиризм так ценил Петр Чайковский, прозвучат обращение Погнера из оперы «Нюрнбергские майстерзингеры», романтически мрачный монолог Голландца из первого акта «Летучего голландца», суровое прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из финального акта оперы «Валькирия». Именно лейтмотив сна Валькирии — это единственный вагнеровский мотив, который Брукнер оставил после нескольких переработок в своей Третьей симфонии.

В целом, концерт этот будет интересен скорее музыкально образованной публике и тем, кто в последнее время поддался призрачной моде на посещения академических концертных залов и в порядке самообразования знакомится с историей музыки au naturel. (Что без всякой иронии, на мой взгляд, единственно и может спасти филармоническую традицию в нашу эпоху возврата к обществу троглодитов). Широкой же публике, записывающей рингтоны на выступлениях Дениса Мацуева, и вдохновенно дирижирующей на концертах включенным мобильным телефоном в режиме видеозвонка, будет скорее скучно — формы крупные, музыкальный язык не простой, а вокруг какие-то странные люди с интересом в глазах и запасом терпения на целое отделение.