10 ноября Концертный зал Мариинского театра приглашает на концерт Симфонического оркестра Казахской национальной консерватории им. Курмангазы и этно-фольклорной группы «Туран».

Симфонический оркестр Казахской национальной консерватории им. Курмангазы

Экзотическая мысль объединить классическое звучание оркестра с этническим принадлежит не приглашающей стороне, в эти же дни и оркестр, и группа, а также оркестр народных казахских инструментов выступает в Московской консерватории. То есть это такой популяризаторский проект казахской консерватории, еще одна попытка напомнить нам, что и вне российских культурных столиц есть жизнь, да и культура, в самых разных ее проявлениях, процветает.

Студенческий симфонический оркестр при казахской национальной консерватории существует очень давно, что вообще вполне нормально для учебного процесса. Он и в советское время успешно гастролировал по большой стране, в филармониях которой тогда еще были желание и деньги регулярно принимать симфонические коллективы из соседних республик. А в 2000-е годы, когда концертно-прокатная система постсоветского пространства окончательно приказала долго жить, оркестр перешел на международный уровень. С 2008 года им руководит молодой дирижер Канат Омаров, с которым коллектив выступал уже и Карнеги-холле, и в берлинском Концертхаузе. Интересно, что в самом Казахстане нормальная прокатная система восстановилась, и в регионах, в провинции – а Казахстан большая страна, по площади не уступает Западной Европе – концертная жизнь регулярна и стабильна, благодаря дотациям государства.

Программа вечера подобрана широко, с желанием продемонстрировать все сильные стороны. Первый концерт Брамса для фортепиано с оркестром исполнит Жания Аубакирова, национальное достояние Казахстана, чрезвычайно титулованная пианистка, а с 1997 года — ректор национальной консерватории. Она училась в Москве и до сих пор сохраняет узнаваемые черты московской школы — любовь к мощным кульминациям и рахманиновскому многозвучию, и общий победительный напор, сам по себе привлекающий публику на протяжении всей истории фортепианного исполнительства.

Жания Аубакирова

В третьей симфонии Сен-Санса или «симфонии с органом», масштабный героический дух противопоставляющей сугубо элегическим мотивам (она написана на смерть Листа), солирует молодая органистка Жанар Хидуанова.

А между этими двумя известнейшими сочинениями западных классиков будет исполнена основная изюминка вечера, симфоническая поэма современного казахского композитора Актоты Раимкуловой «Дала Сыры». Фольклорная группа «Туран», созданная когда-то из выпускников той же национальной консерватории, поставила себе трудную задачу популяризации фольклорной музыки на народных и на тот момент принадлежащих скорее этнографии, чем живому музыкальному процессу, инструментах. В результате же, за счет молодого энтузиазма и таланта, или счастливого сложения звезд, ансамбль обрел известность по всему миру. До такой степени, что казахские композиторы стали писать для них музыку, в том числе и исполняемую с симфоническим оркестром «Дала Сыры», так что теперь можно говорить о возрожденной, а точнее созданной уже на авторской основе, национальной традиции инструментальной музыки. А это дорогого стоит, мало кто из европейских стран может похвастаться глубоко национальным современным искусством.