Французский пианист Ален Планес (Alain Planès) 1 ноября играет монографический концерт, посвященный творчеству Клода Дебюсси в Малом зале Филармонии.

Ален Планес, в этом году впервые появившийся в российском музыкальном пространстве, личность интересная и отнюдь не типичная для нашего музыкального мира. Что для нас значит состоявшийся концертирующий музыкант? Как ни печально, в первую очередь, музыкант известный. Не важно чем — защитой дикой природы, игрой на цирковой арене с козами или грамотной рекламной компанией. Редкий случай — просто замечательный музыкант, так давно и прочно утвердившийся на музыкальном Олимпе, что реклама ему больше не нужна. Но таких и у нас не много, хорошо если десяток. Известность — главный манок для публики.

И вот в последние годы начинают приезжать мировой или европейской значимости музыканты, агенты которых до сих пор не посылали их на российский рынок. В Петербурге подобные выступления стали возможны в основном благодаря благодаря Концертному залу Мариинского театра, который свободно мыслит мировыми, а не внутригородскими категориями известности. И мы о многих музыкантах ничего не знаем, а если кто-то что-то и слышал, то это совсем не тот процент публики, который делает зал. И сидят на прекрасном Ричарде Гуде или Рудольфе Бухбиндере вялые ползала, часть которых еще и шипит в антрактах: нельзя так играть Бетховена, разве это Бетховен? И действительно, откуда австрияку знать, как играть Бетховена? Пусть он половину своей уже далеко не юной, а просто таки давно состоявшейся жизни, потратил на изучение стиля своего великого земляка, написал о его музыке несколько теоретических работ и выпустил множество дисков, которыми восхищаются европейская публика и критика. Какая разница? То, чего мы не знаем, для нас не существует.

С этой точки зрения, на концерт Планеса идти, конечно, не надо. Потому что он и для европейцев очень индивидуален, очень глубоко и спокойно самодостаточен, настоящая «вещь в себе». В его жизни не было никаких конкурсных гонок, зато было много судьбоносных встреч — с классиками ХХ века Дьердем Лигети, Карлхайнцем Штокхаузеном и Пьером Булезом, с последним из которых Планес пять лет работал в легендарном ансамбле Intercontemporain. После чего много лет занимался почти исключительно музыкой Гайдна и Шуберта, последовательно записывая серии дисков на лейбле крупнейшего пропагандиста и популяризатора исторического стиля исполнительства, компании Harmonia Mundi. Он выступает достаточно много, но как-то очень разборчиво, не делает мировых турне из сорока концертов за пару месяцев с одной и той же программой, но играет на многих европейских фестивалях, очевидно, выбирая их по каким-то своим, внутренним критериям.

К нам Планес привозит программу произведений Дебюсси, объекта своей работы последних 5-6 лет, вполне логичной после Шуберта и Шопена. Что, в общем, совпадает еще и с некоторой модой на этого композитора в наше время: помимо закономерного всплеска и интереса к композитору в его юбилейный год (150 лет со дня рождения), Дебюсси именно своей фортепианной музыкой, ее теплой медитативностью, ее дремотной, солнечной живописностью, очень нравится нынешней, совсем не только музыкально образованной публике. Может быть, возможностью полностью погрузиться в эту, сугубо французскую, волшебную способность музыкальными средствами создавать полноценный визуальный образ, вплоть до игры светотенью и ощущения ряби от ветра на поверхности воды. Своеобразное бегство от постылой действительности в область грез и приятных фантазий. Программа концерта будет интересна и профессиональным музыкантам, в ней, помимо самых популярных произведений композитора - Бергамасской сюиты с ее знаменитым и растиражированным уже на уровне рингтонов «Лунным светом», «Эстампов» и двенадцати прелюдий из Второй тетради, прозвучат мало исполняемые «Забытые образы 1894 года».