13 октября в клубе Vinyl story прошел концерт группы «Чё морале». «Чё морале» — группа молодая. В 2010 году питерский музыкант, вокалист и трубач Владимир Ермолов собрал талантливый коллектив, исполняющий безудержно веселые песни на вымышленном языке. За два года группа успела многое — выпустила первый альбом, проехала с гастролями по городам России и Украины, выступила Дикой Мяте, Алых Парусах, Стереолете, сделала совместный концерт с группой Markscheider Kunst.

Песни группы обладают особым обаянием: зажигательные и яркие, они сочетают в себе бесшабашный оптимизм, терпкую лиричность и высокий профессиональный уровень исполнения. О жизни и мечтах группы, предстоящих выступлениях и счастье корреспонденту vashdosug.ru рассказал лидер «Чё морале» Владимир Ермолов.

Фото: Евгения Katastrofa

Группа отыграет несколько концертов в декабре. Расскажие, чем они будут отличаться от сегодняшнего?

Пока мы не расскрываем самого главноего секрета. Могу сказать, что концерт 21 декабря будет сборный. Кроме нас там будет группа ОПА и Дмитрий Максимачев со своим оркестром. Это будет глобальное мероприятие, посвященное концу света. Как все знают, нам его обещают именно 21 декабря.

А до этого еще будет «тихий» концерт? Как возникла его идея, и что это вообще значит?

Да, 12 декабря состоится концерт «Тихие песни», посвященный нашему двухлетию. В этот вечер репертуар «Чё морале» будет исполнен в другой манере, мы хотим создать романтическую атмосферу в зале. «Тихие песни» — это единение со зрителем, это интимное пространство, в котором не возникает границ между залом и сценой. Нам хотелось бы так отпраздновать свой день рождения.

«Чё морале» сравнительно молодая группа, вышел только один альбом. Ведется ли работа над следующим?

Конечно же. Следующий альбом планируется, но когда он будет, пока не ясно. Как только у нас появится возможность — и финансовая и душевная — выпустить альбом, мы сразу же об этом объявим. Там будет много новых хороших песен. Сейчас мы даже отказываемся от кавер-версий, потому что набор авторского репертуара завершен, на полный концерт нам уже давным-давно хватает. Исключение мы сделали только для песни «Бубамара» — это народная цыганская песня, которая не может принадлежать одному исполнителю, да и кавером ее считать тоже нельзя.

А как появилась идея писать песни на вымышленном языке? Как этот язык вообще родился?

Об этом можно рассказать много историй. Язык появился очень просто, он возник сам собой из ниоткуда, я просто начал на нем говорить. Это необъяснимо, но мой внутренний мир каким-то странным образом породил его. Появилось слово «чё морале» и придумалось все остальное. Ведь в душе каждого человека живет множество явлений ему неподвластных. И ни один автор песни не может точно сказать, как он пишет их. И как я придумал вымышленный язык, тоже рассказать невозможно. Это было наитие, прозрение — сплошная метафизика.

Вашим песням свойственны просто та и доступность. Это принципиальный момент для группы?

Это принципиальный момент, но не первостепенный. Просто наши песни получаются именно такими. В наши времена не хватает той простоты, о которой говорили древние мудрецы. Есть формула, по которой любой мастер идет по пути от простого к сложному, а потом тратит очень много времени, чтобы от сложности прийти снова к простоте. Для нас важно, чтобы в песнях было достаточно простоты и душевности.

Нет проблемы превращения этой простоты в банальность?

Банальность появляется от самого человека. У интересного человека будут интересные песни, пускай даже и очень простые. Не важно, сложная песня или нет, все дело в авторе, в том, как он справляется со своими внутренним миром. Банальность появляется когда тебе не о чем сказать. «Чё морале» — это попытка упростить песню во имя слушателя. Простые вещи всегда будут оставаться простыми.

Как рождаются твои песни?

В основном одним и тем же способом: мне обычно нужна только одна фраза, которая будет «бродить» во мне. Из этой фразы и вытекает целая песня. Порою, фраза живет в тебе месяц или год, порой, за пять минут в голове происходит «щелчок» и вся остальная песня дописывается сама собой.

Эта фраза следствие какого-то жизненного события, впечатления?

Как правило, эту фразу говорит кто-то другой. Я просто иду по улице и слышу ее. Например, песня «Счастье» была написана на основе фразы «продайте мне счастья пару кило», которую я услышал от своего знакомого. Я за нее зацепился и прошел целый год, прежде чем она превратилась в песню.

Что для тебя в песне важнее: текст, музыка, ее энергетика, настроение, драйв? Разделяешь ли ты все это?

У каждой из песен «Чё морале» есть определенный путь. Сначала, как правило, появляются слова, потом возникает музыка. В основном я даже не записываю нот, сам наигрываю мелодию, ищу ее. Песня рождается и начинает меняться. Появляются истории, которые с ней связаны. Некоторые песни мы вообще оставляем на потом, потому что они «не звучат». А самое важное в песне — это песня. Все ее компоненты должны быть в единстве.

Все песни группы очень веселые и жизнерадостные. Неужели нет болевых, сложных тем, о которых хотелось бы рассказать?

У меня, как и у любого человека, есть свои внутренние проблемы, но для болевых точек есть песни, которые звучат другим образом. Они просто не для «Чё морале». Потому что «Чё морале» — это новое солнце, и оно не может рассказывать о печальном. В наших песнях есть грусть, но это грусть сильного человека, человека который не дает унынию пробиваться наружу. Песен о плохом сколько угодно — протяни руку и возьми. А собрать по крупицам все, что может быть для человека добрым, и написать песню о хорошем — более сложная и интересная задача. И группа «Чё морале» будет всегда играть именно такие песни.

Ты ведь профессиональный джазовый музыкант. Происходит ли трансформация ваших песен, их эстетики в джазовую сторону?

Это особая тема, и говорить об этом можно сколько угодно, но, как мне кажется, трансформация в джазовую сторону не может происходить ни у какой группы. В нашей музыке есть джазовые интонации, потому что и я, и многие музыканты «Чё морале» воспитаны, выращены на джазе. Это наш внутренний музыкальный мир. Меня, например, не устраивает только один стиль, и музыканты идут за мной, поддерживают меня. Группа волнообразными движениями экспериментирует в разных стилях: у нас есть и этнические цыганские песни, и джаз, и регги, и ска, да все, что угодно. Почему? Однажды мне задали вопрос: чего ты хочешь от музыки, Вова? И я ответил — всё!