В Большом и Малом залах Филармонии идет продажа абонементов.

Филармоническая публика может быть как спонтанной в своих проявлениях, так и, напротив, собранной и организованной. Первый вариант привлекателен для так называемых тусовщиков – услышав в разговоре о хорошем концерте, они придут за полчаса до оного и купят такой билет, какой будет в наличии. Или добудут, посредством нескольких звонков, контрамарку, ведь круг меломанов, как известно, страшно узок и все в нем друг друга знают. Организованный человек себе такого не позволит. Он узнает обо всех стоящих концертах заранее и заранее же приобретет нужные билеты, выяснив по своим каналам, в какой день они поступают в кассу. Самый же организованный народ – это держатели абонементов, причем их становится все больше, а значит и количество абонементных программ постепенно увеличивается. В этом сезоне в Большом зале их уже четырнадцать.

Во-первых, абонементы традиционные для Большого зала Филармонии, на которые ходят годами: № 1 и № 3, например, полностью посвященные Заслуженному коллективу России академическому симфоническому оркестру Филармонии под руководством как своего бессменного шефа Юрия Темирканова, так и Кшиштофа Пендерецкого, Томаса Зандерлинга, Жан-Клода Казадезюса и других знаменитых мэтров. Или абонементы с говорящими названиями «Александр Дмитриев и его оркестр», «Музыка Вены» и «Страсти по романтизму» – все они, так или иначе, задействуют филармонические коллективы и петербургских дирижеров, от Юрия Темирканова до Михаила Татарникова, а также известных российских солистов разных поколений – Наталью Гутман, Петра Лаула, Андрея Баранова.

Юрий Темирканов

Для молодежи. Продолжаются чрезвычайно популярные абонементы последних сезонов «Концерты во фраках и в джинсах» и «Нескучная классика для новых молодых слушателей», в которых известные классические произведения сочетаются с легкой музыкой ХХ века и музыкой к кинофильмам в исполнении филармонических коллективов и приглашенных солистов. К этой же аудитории обращаются два новых цикла: «Линия жизни» – монографические вечера, посвященные великим композиторам XIX и XX веков иногда с очень интересными солистами, вроде английского пианиста Барри Дугласа, и интригующий «Пятница. Тринадцатый», абонемент Санкт-Петербургского Государственного академического оркестра под управлением Александра Титова.

Барри Дуглас

Еще одна новинка сезона – абонемент «Контрасты», составленный по принципу контрастности стилей и направлений музыки XIX и XX веков, также, возможно, будет интересен образованной молодежи, тем более, что в нем выступят как минимум два молодых и уже прославленных петербургских скрипача – Илья Козлов и Сергей Догадин.

А для совсем юных слушателей есть так называемые образовательные программы, они представлены абонементами «Концерты для всей семьи», «Разные истории для детей и их родителей» и «Классика в миниатюре по воскресеньям для всей семьи».

Центральным событием абонементных программ можно считать именной цикл главного приглашенного дирижера ЗКР Геннадия Рождественского, с огромным интересом и даже ажиотажем воспринятый в прошлом сезоне. В этом году маэстро представит русскую музыку разных веков – Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева и нашего современника Сергея Слонимского, но в основном редко исполняемые их произведения. Для держателей абонементов теперь есть возможность пользоваться вновь открывшейся Музыкальной библиотекой Филармонии, помимо читального зала по вторникам и пятницам теперь, как и в старые прекрасные времена, можно непосредственно перед концертом взять партитуры исполняемых сочинений в Большом фойе.

Геннадий Рождественский

Малый зал – традиционная и любимая концертная площадка петербургских музыкантов, в этом году представит тринадцать абонементов. В их числе любимые и популярные «Юбилейные вечера» с музыкой Брамса, Рахманинова, Исаака Шварца и других юбиляров этого года, камерные абонементы «В камерных жанрах» с самой разной музыкой и исполнителями – от знаменитого эстонского ансамбля «Хортус Музикус» во главе с Андресом Мустоненом и до молодых исполнителей-студентов и «Музыкальная шкатулка» – цикл концертов петербургского ансамбля «Дивертисмент» с самым широким спектром музыки, а также самый посещаемый, многолетний абонемент этого зала «Фортепианные вечера», в котором выступят такие музыканты, как Элисо Вирсаладзе, Мирослав Култышев, Игорь Лазько и именитые молодые западные музыканты Сэм Хейвуд (США) и Мартин Мюнш (Германия). Продолжается и абонемент «Виртуозы смычка», в котором можно будет услышать Михаила Гантварга, Дмитрия Коузова и Сергея Догадина.

Вокальная музыка в этом году будет представлена прекрасными исполнителями: в цикле «Вокальные вечера» выступят любимец петербургской публики Василий Герелло, итальянский бас Андреа Сильвестрелли, знаменитый польский ансамбль Affabre Concinui и молодые певцы Большого театра. В связи с большим успехом прошлогоднего абонемента «Знаменитые оперные персонажи», заявлен новый оперный цикл под названием «Знаменитые оперные сюжеты» в исполнении петербургских певцов. Новый абонемент «Оперетта+» даст возможность отдохнуть душой с музыкой Легара, Оффенабаха и Штрауса.

Легкая музыка есть и в абонементе «Легкая музыка? Легко!» – и имеется в виду совсем не то, что вы подумали, а известные и легко воспринимаемые без профессиональной подготовки классические хиты самых разных времен – от Баха и Моцарта до музыки ХХ века. Сюда же можно отнести и новый цикл «Весь этот джаз», где помимо джазовых стандартов будут звучать и обработки классических произведений и музыки к кинофильмам. Причем, в исполнении таких любимых петербургских джазменов, как Андрей Кондаков, Владимир Волков, Григорий Воскобойник.

Образовательные программы в этом сезоне представлены тремя симпатичными дневными абонементами: традиционно организованными «Путешествие по музыкальным стилям». Александра Галицкого и «Для самых маленьких. Брависсимо» Елены Поповой, а также «На солнечной стороне музыки» Натальи Энтелис с попыткой заинтересовать современных школьников подборкой исключительно оптимистичных произведений от Итальянских напевов Вивальди до Американской рапсодии Гершвина. В целом, как это ни странно в наши интересные времена, система абонементов в Филармонии процветает и расширяется, делая некоторые уступки молодежной аудитории, но неизменно оставаясь в пределах хорошего вкуса.