15 марта в Петербург с сольным концертом приезжает выдающийся голландский клавесинист Боб ван Асперен. Музыкант и преподаватель, ученик и преемник патриарха исторического исполнительства Густава Леонхардта, ван Асперен сегодня является крупнейшим авторитетом в области клавишных исторических инструментов и аутентичном исполнительстве.

Боб ван Асперен концертирует по всему миру, записывает громадное количество дисков, в том числе монографических серий (все сочинения Иоганна Якоба Фробергера и Луи Куперена), ведет активную исследовательскую деятельность. Его перу принадлежат работы о творчестве Фробергера, Луи Куперена, Фрескобальди, Вивальди, Свелинка. Так что концерт музыканта в сопровождении петербургского ансамбля – это еще и возможность услышать и оценить безупречно выстроенную программу, в которой все произведения увязаны по смыслу и стилю друг с другом.

Боб ван Асперен: «Ключевую роль в этой программе играет необъятный гений Иоганна Себастьяна Баха, одну из роскошных трио-сонат которого я реконструировал и которую мои русские коллеги и я будем исполнять вместе, впервые в России. Кроме того, буду играть свою транскрипцию для клавесина знаменитой “Чаконы” Баха для скрипки соло: прекрасное, по-настоящему “клавесинное” произведение.

В то же время мы продемонстрируем то французское влияние, что претерпел Бах: пьесы для клавесина Франсуа Куперена, известного по “Искусству игры на клавесине” и уже при жизни названного великим. Мы будем исполнять более раннюю и более пылкую, не такую размеренную, музыку его не менее значительного дяди Луи Куперена, одного из моих фаворитов.

Недавно обнаружена рукопись  ранней трио-сонаты Франсуа Куперена “La Convalescente”, доказывающая, что Бах знал и охотно изучал ее! Эта соната тоже никогда еще не исполнялась в России. И, наконец, Фробергер, музыка которого также имеет решающее значение для понимания Баха: он проложил для него путь и вдобавок оказал сильное влияние на Луи Куперена».

Когда-то, на заре интереса русских музыкантов к исторически ориентированному исполнительству, в Петербургской консерватории витал в воздухе проект специального факультета, по образцу московского, но с западной гест-профессурой. Боба ван Асперена, в числе прочих европейских мэтров, называли возможным преподавателем клавесина. Он приезжал, давал мастер-классы, играл концерты, но идея факультета, очевидно, слишком новаторская для нашей консерватории, так и не осуществилась.

Сегодня музыкант приглашен в Петербург в рамках частной инициативы, но того же вектора просветительства: Агентство культурных инициатив на базе одноименного ансамбля Prattica Terza начинает серию Открытых академий музыки барокко, в которых, помимо концертной, предполагается и активная образовательная деятельность в виде мастер-классов и семинаров.

Символично, что первую академию проведет ученик великого Густава Леонхардта – первого западного музыканта-аутентиста, которого консервативная петербургская публика, безусловно, признала и который полтора десятилетия год за годом буквально на глазах создавал для нее новый круг музыкальных интересов.

Сейчас, когда возникла не только новая публика, но и новое поколение молодых музыкантов, желающих научиться играть Баха или Куперена так, как предполагал стиль их эпохи, мы снова берем за образец амстердамскую школу клавесинистов.

Боб ван Асперен: «Мне сразу показалась очень хорошей и логичной идея создания такого сотрудничества Амстердама и Санкт-Петербурга. В этом можно увидеть продолжение старой дружбы между нашими городами и их культурами времен Петра Великого, которым мы искренне восхищаемся. Я всегда высоко оценивал русских музыкантов, как коллег-исполнителей на клавишных инструментах и струнников, так и студентов: всем им, бесспорно, присуще глубочайшее чувство музыкальности».

Характерно, что маститый голландский музыкант выступит с молодым петербургским ансамблем Prattica Terza, созданным из недавних выпускников консерватории и факультета искусств университета. Тут видится какой-то симпатичный намек на старую европейскую традицию непосредственного ученичества у мастера, обучения в процессе работы. По-хорошему, это и есть единственно возможная для музыканта форма обучения. И в этой связи неважно, какие школы, какие традиции исполнительства существуют и соперничают сегодня в музыкальном мире, главное – в этом живом приобщении к музыке и мастерству, в совместном сотворчестве и сотворении музыки на сцене.

Боб ван Асперен: «Лично мне интереснее самому исследовать этот великолепный период барокко, пытаясь обнаружить его утраченные традиции, чем руководствоваться принципами других. Мне кажется, важнее разделить свой подход с любопытствующими молодыми музыкантами, которые посвятили себя этому искусству».