В Капелле состоялась премьера «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева.

 

Наверное, всех нас когда-то в день гибели Пушкина водили на Мойку, 12. Во дворе пушкинского дома собирались и стандартно-невнятные чиновники с речами ни о чем и ужасно подобранными цитатами, и современные поэты, читающие пушкинские строки – живые, дышащие, иногда удивительно актуальные. И, конечно, школьники, студенты, разношерстная компания. И всегда в этом был какой-то странный подтекст: вроде и Пушкин наше все, и гибель его трагична безусловно, но почему-то возникало стойкое ощущение праздника, подспудной свободы в этом выражении любви к великому поэту. Вот это ощущение и воскресили в Капелле при постановке «Евгения Онегина» на музыку Сергея Прокофьева.

Задачу себе создатели премьеры поставили тяжелую. Как признался профессор Александр Чепуров, автор музыкально-драматической композиции, инсценировки пушкинского романа в стихах редко заканчивались удачей. Поэтому инсценировки, собственно, и не было. Были фрагменты подлинного пушкинского текста, в основном касающиеся характеров героев или их эмоций, и – пунктиром - история любви Татьяны и Онегина. Единственное серьезное вмешательство в авторский замысел составляла фигура Поэта, рассказчика и проводника в мир пушкинской лирики. Крайне удачное, надо сказать, вмешательство. Неувядающий старорежимный денди, народный артист России Николай Мартон держал на себе всю конструкцию этого спектакля-концерта, определяя общий тон, стиль речи, который тяжеловато давался молодым актерам, и связывая отдельные эпизоды действия самой своей фигурой и величественной осанкой, и уже подзабытой в наше время роскошной культурой слова. Главная же премьера заключалась в музыке Прокофьева в исполнении хора и оркестра Капеллы под управлением Владислава Чернушенко.

Печальная история взаимоотношений композитора с пушкинскими произведениями только сейчас становится известной: в 1936 году он написал музыку к двум пушкинским спектаклям – «Евгению Онегину» Александра Таирова и «Борису Годунову» Всеволода Мейерхольда, а также к фильму Михаила Ромма «Пиковая дама». И ни один из этих проектов в приснопамятном 1937 году не вышел в свет, партитуры долгие годы лежали в архиве. А музыка между тем замечательная. Пронзительно лиричные вокализы, сопровождающие Онегина и Татьяну, развеселая застольная песнь, иллюстрирующая образ жизни Онегина, прелестные пасторальные зарисовки к имениям Онегина и Лариных – именно музыка определяла в этой премьере все образы героев, их характеры, эмоциональное развитие их судеб. Юная Татьяна в исполнении Александры Большаковой благополучна и безмятежна, но ее музыкальный «внутренний голос» подсказывает, что ее ждет. Презрительный светский хлыщ Онегин (Владимир Калганов) также сразу раскрыт публике, которая - через его музыкальную тему - имеет возможность заглянуть в его печальное будущее. Только Ленский (Павел Юринов) сразу совпадает со своим музыкальным образом – поэт, независимо от течения жизни, всегда несет в себе зерна трагедии. В результате, спектакль получился похож на хорошо изданную книгу, в которой все соразмерно и хорошо увязано друг с другом: и структура текста, и подбор шрифта, и работа художника. Такой увесистый иллюстрированный том, который приятно держать в руках.