15 декабря в Центре современного искусства «Эрарта» прошел концерт Argishty, единственного в Петербурге музыканта, играющего на дудуке.

О дудуке впервые мы узнали после первых гастролей Дживана Гаспаряна в нашем городе. Полюбили. Стали узнавать звучание инструмента, когда смотрели такие фильмы, как «Арарат», «Страсти Христовы», «Ворон», «Александр», «Код да Винчи» и, конечно же, «Гладиатор», - для картины Гаспарян специально написал целый саундтрек.

Кстати, именно с этого фильма и началась любовь Argishty к дудуку. Вот что рассказал музыкант в одном интервью: «В 16 лет я, как и многие, наверное, посмотрел фильм «Гладиатор» и услышал дудук. Помню, что я, подобно девушке, притворился, что будто бы меня он не задел. Однако где-то в глубине души хотел играть. Дудук крадет сердца, - украл и мое. Только узнал я об этом, когда оказался уже окончательно «влюблен» в него. Его звучание было для меня настолько непохожим на другие звучания и настолько манящим, что, боясь сойти с ума, я старался не слушать его и не думать о нем. И еще: «Да, для дудука надо пройти некоторую духовную подготовку, потому что сложность игры на нем не в технике, не в быстроте пальцев, а особом настрое души, ее Дыхания. С заглавной буквы, потому что это почти что Дух Божий в человеке. Сначала ведь было не Слово, а Дыхание…».

Родился Argishty в Петербурге в 1983 году, играет на фортепиано и ударных инструментах. Много времени посвятил занятиям на гитаре, саксофоне, флейте и даже на балалайке. Но все же делом всей его жизни стал дудук. И, оказавшись в Армении, на родине своего отца, он знакомится в Ереванской Консерватории им. Комитаса с одним из лучших дудукистов современности – Геворгом Дабагяном, а также с его аспирантом Эммануэлем. Оба стали учителями Argishty и указали ему путь к мастерству исполнительства.

Уезжая из Еревана в Петербург, Argishty пообещал своим наставникам способствовать популяризации дудука. Именно этому и был посвящен концерт, который прошел в «Эрарте». Точнее — не концерт, а лекция-концерт с показом слайдов и диапозитивов, как сказали бы в далекие советские годы. Рассказ о дудуке перемежался игрой на инструменте и сопровождался видеорядом восхитительных пейзажей Армении. Итак, что же об инструменте узнали новички? Армянский дудук делается исключительно из абрикосового дерева, в то время как в других странах и из иных материалов - из сливового, орехового дерева, но, как утверждают специалисты, только армянский дудук отличается мягким звучанием, похожим на голос.

Нежность, удивительная мягкость, почтительность — вот те черты, которые отличают отношение Argishty к этому инструменту. Даже можно сказать — священный трепет. «Помню, как после первой фразы зал мне зааплодировал, а я чуть сознание не потерял от удовольствия и сладкой боли в груди. Это первое выступление наполнило меня свежей решимостью посвятить себя этому инструменту» (из интервью газете Hay Radical). Argishty: «Дудук требует к себе внимания и сам врывается в ваш внутренний мир. Он требует от нас концентрации на тех вещах, с которыми мы не хотим встречаться в обыденной жизни. Скажем, наши обиды, проблемы... Далеко не все люди ходят к психоаналитикам, но тот, кто ходит, развивается через эти самые проблемы, преодолевая их. Да, будет больно, говорит психоаналитик, но результат будет значительным. Наша жизнь это череда проблем, связанных с совестью и ответственностью, и вот на этом дудук и сконцентрирован. С чем это можно сравнить? С распятием Христа и его воскресением. Не зря писатель Уильям Сароян говорил, что «дудук - это не музыка, - это молитва».

Argishty неоднократно обращал внимание на терапевтические свойства инструмента: «Раз сорок я проводил опыт с головной болью на моих друзьях и родных, почти всегда он удавался. Видимо, все дело в вибрациях, которая отчетливо ощущается, когда касаешься инструмента, если на нем играют. Дудук лечит, лечит и меня тоже. Только речь уже идет не о таких мелочах, как головная боль или плохое настроение, на протяжении нескольких лет ясно чувствую, что этот абрикосовый инструмент проводит надо мной огромную работу, которую можно скорее назвать психотерапевтической. Он будто выбрал меня в пациенты».

Рассказывая об инструменте, музыкант обращает наше внимание на его непредсказуемость и независимый характер, и сравнивает его с конем, чье поведение зависит от настроения, самочувствия, это не машина, которую завели и поехали. Мундштук для дудука изготавливается из камыша и звучание инструмента с июньским мундштуком будет отличаться от августовского. В коллекции Argishty 20 камышей, и он не раз замечал, что тот или иной инструмент может вдруг отказаться играть, может обидеться, может даже 10 раз расстроиться за время исполнения мелодии. А все мелодии, исполненные во время концерта, как правило, минорные, грустные. Будь то так называемая деревенская музыка, или плясовая, пожалуй, только в военных темах мы расслышим нотки бодрости и позитива. Наверное, общее настроение концерта можно определить так — грустное continuous. Но здесь следует добавить, что это светлая грусть. Последняя, исполненная Argishty, композиция называлась «Первый снег». Музыкант рассказал о примете: когда в Армении 31 декабря выпадает первый снег, это означает, что все будет хорошо. А вдруг эта примета «сработает» и в нашем бесснежном краю, мы дождемся снега и все у нас будет хорошо...