13 апреля весь мир будет праздновать 60-летний юбилей нестареющего рок-н-ролла, который стал не только одним из самых популярных жанров второй половины XX столетия, но и образом жизни, а также целой эпохой в истории мировой музыки. VashDosug.ru подготовил для вас небольшой экскурс во времена зарождения и становления рок-н-ролла.

Своими комментариями с нами поделился Johnny Bach — участник британской группы Johnny Bach and His Moonshine Boozers, который впервые приедет в Россию с намеченными выступлениями.

После окончания II Мировой войны среди европейских стран музыкальный потенциал изрядно оскудел, в то время как Соединенные Штаты все больше и больше набирали обороты, даже несмотря на расовые распри между белокожими и афроамериканскими исполнителями: совместного концертного пространства для выступления первых и вторых не существовало, а радиостанции и звукозаписывающие студии были ориентированы либо на одну, либо на вторую расовую группу.

К 50-м годам в США прочно обосновалась классическая европейская музыка, а также джаз, блюз и кантри. Широко известный в американской стране ритм-энд-блюз по прежнему был достоянием только афроамериканской аудитории, в то время как «белые» исполняли совершенно иную музыку, не предполагавшую импровизаций, отвечающую запросам консервативного старшего поколения.

Однако искрометная молодежь постепенно стала проявлять интерес к ритму R’n’B. Заметивший эту нарастающую тенденцию, диск-жокей Кливлендского радио Алан Филд решил сделать музыку афроамериканцев общедоступной, но именование R’n’B не подходило для «белых» слушателей и даже вызывало презрение (музыка «черных»)! Поэтому Филд предложил внести корректив в название, и с тех самых пор музыкальное направление стало называться рок-н-ролл («rock» — двигаться, «roll» — вращаться).

С изменением названия музыка афроамериканцев стала завоевывать белокожую аудиторию, которая смогла впоследствии привнести в рок-н-ролл новые традиции и звучания, таким образом, к середине 50-х годов это музыкальное направление отделилось от ритм-энд-блюза. Вместе с тем состав инструментов остался неизменным, главенствующим из них стала электрогитара, которая зачастую исполняла соло. Вокал стал более энергичным, настырным, а образ исполнителей — раскованнее.


Johnny Bach: Впервые я соприкоснулся с музыкой рок-н-ролла в детстве, когда посмотрел фильм «Rock around the clock». К началу 80-х началась эпоха возрождения популярности аутентичного рок-н-ролла, в то время мне посчастливилось услышать оригинальный звук студии Sun с его ритмом и битом. Музыка рок-н-ролла для меня — жизнь, она обладает невероятной пульсацией, но в первую очередь для меня важнее гитарное звучание с различными ходами мелодии. С 4 лет я учился играть на пианино, в 13 — впервые взял в руки гитару, а уже в 14 собрал первую банду Questionnaires, в которой был лидером — гитаристом. Я люблю гитары, все остальное для меня бонус. К сожалению, в школе встречались трудности, сами понимаете, если ты играешь рок-н-ролл, за тобой закрепляется определенное амплуа.


Первым знаменитым певцом, исполняющим рок-н-ролл, стал Билл Хейли. Звездное имя, покорившее мир, принесла песня «Рок круглые сутки», которая впервые прозвучала в фильме «Джунгли школьной доски». Эта песня была записана 12 апреля 1954 года и заняла первые места в музыкальных списках Англии и США.

К жанру рок-н-ролла стали обращаться и чернокожие музыканты. Пианист и певец Литтл Ричард с начала 50-х годов выступал с различными коллективами, известность пришла к нему после выхода в свет композиции «Тутти-фрутти», вошедшей в американские и британские чарты. Манера поведения Литтл Ричарда на сцене послужила ориентиром и далее использовалась исполнителями рок-н-ролла по всему миру: певец выходил на сцену в броской одежде, спускался к публике в зал, а также пел на грани голосовых возможностей.

Следующим афроамериканским певцом рок-н-ролла стал Чак Берри, переехавший в Чикаго в 1955 году и сделавший имя после выхода в свет синглов: «Посторонись, Бетховен», «Музыка рок-н-ролла». Главенствующую роль в творениях Берри играл текст, который был пропитан юмором, а также проблемами современной молодежи, что находило незамедлительный отклик в сердцах слушателей. Именно поэтому композиции Берри не раз перепевали выдающиеся исполнители, такие как The Beatles и The Rolling Stones.

Одной из самых ярких звезд этого направления стал Элвис Пресли, в творческой жизни которого присутствовали разные жанры: кантри, ритм-энд-блюз, лирические баллады, но самым главным был рок-н-ролл. Необыкновенный голос, яркая индивидуальность, удивительная манера поведения на сцене возвела певца в ранг кумира молодежи по всему миру. Его слава до сих пор не угасает, альбомы постоянно переиздаются, а современные исполнители неустанно делают кавер-версии.


Johnny Bach: Музыканты всегда, хоть и не осознанно, перемешивали стили. Америка полнилась эмигрантами из Европы, Азии, Африки (не всегда эмигрантами и не всегда по своей воле), люди привозили традиции и, конечно, свою музыку. В Штатах это превращалось в симбиоз музыкальных стилей: блюз, хиллбилли, кантри, Bluegrass, New Orleans Jazz, которые затем вылились в рок-н-ролл, начавшийся в 1954 году. Некоторые певцы блюза и кантри постепенно стали исполнять рок, но для зрителя это было не явственно. Через неделю после записи Элвисом пластинки «That's alright Mamma, Lonnie Donegan», находясь под впечатлением от творчества Huddie Leadbelly, в Лондоне им была записана знаменитая песня «Rock Island Line», тем самым началась эпоха английской Скиффл-лихорадки. Затем записи были проданы в Америку и повлияли на Джонни Кэша и Бадди Холли.


У колыбели рок-н-ролла стояли еще трое удивительных музыкантов: Джин Винсент, чья композиция «Би-боп-а-лула» вошла в историю как классика рок-н-ролла, Эдди Кокрэн, композитор удивительного творения «Летний блюз» и Бадди Холли, который ввел в моду образ скромного музыканта-интеллектуала.

К сожалению, пик рок-н-ролла пошел на спад в конце 50-х годов: Элвиса Пресли призвали отдать долг стране, Литтл Ричард обратился к вере и прекратил выступления. Чак Берри был осужден, Эдди Кокрэн погиб в автокатастрофе, а Бадди Холли в авиакатастрофе. У Алана Филда возникли проблемы с судебными разбирательствами, что послужило основой для прекращения творческой деятельности. Сцена США была готова для новых исполнителей и жанров, но старый добрый рок-н-ролл не умер, а остался жить. Появились смежные музыкальные течения, уменьшился разрыв между расовыми предпочтениями, молодежь смогла сама выбирать течения, по которым развивается музыкальная история.


Johnny Bach: Мне посчастливилось делить одну сцену с настоящими героями рок-н-ролла прошлого: Mac Curtis, Curtis Gordon, Gene Summers, Wanda Jackson, Merrill lee Moore, Narvel Felts, Sleepy La Beef, Lew Williams, Marvin Rainwater, Jerry Jay, Alto Lott, Sonny Burgess, Johnny Powers, Linda Gail Lewis, за 20 лет творческой жизни всех и не упомнишь. Я убежден — многие люди не следят за последними музыкальными тенденциями, но сумасшедшая «кантри-джаз гитара» в моде всегда. Рок-н-ролл остается не угасающим источником для музыкального развития, он навсегда с нами, его хочется слушать снова и снова.