Актриса, режиссер и продюсер Вера Глаголева сняла свой шестой по счету фильм. В прокат вышла картина «Две женщины», снятая по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Далеко не все знают Веру Глаголеву как режиссера. А между тем с 1990 года она снимает полнометражные фильмы: «Сломанный свет», «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война» и «Случайные знакомые». Все они — по большей мере малоизвестные лирические мелодрамы, снятые для женщин среднего возраста. Ее новый фильм стал, с одной стороны — логичным продолжением излюбленной режиссером темы, с другой — полной неожиданностью.

Впервые за 25 лет своей режиссерской карьеры Вера Глаголева обращается к классике: фильм снят по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Тем не менее, выбор жанра понятен и закономерен — это все та же лирическая мелодрама, в частности о внезапно вспыхнувшей любви женщины среднего возраста к юному учителю ее сына. Глаголева вместе со Светланой Грудович и Ольгой Погодиной-Кузьминой, несомненно, успешно адаптировали пьесу для кино. В работе над сценарием чувствуются любовь и уважение к тексту Тургенева, трепетное отношение к классике русской литературы.

Впрочем, любовью и трепетом наполнена вся картина. Здесь и поклон автору, и дифирамбы русскому языку, и восхищение природой центральной России, и тоска по барским усадьбам XIX века, и гордость русскими актерскими традициями. Обращаясь к зрителям перед премьерой, Глаголева сказала: «В фильме много красоты. Я надеюсь, вы будете смотреть и восхищаться этой красотой». Режиссер нисколько не слукавила, фильм действительно невероятно красиво снят, что, кстати, вполне в духе сценической истории этого произведения Тургенева. Самые известные театральные постановки пьесы (например, спектакль Художественного театра 1909 года в декорациях М. Добужинского) отличались как раз своей ошеломительной красотой, которая стала практически визитной карточкой «Месяца в деревне». Глаголева в этом смысле с достоинством продолжает традицию тургеневских постановок.

Кинокартина снималась в Смоленской области в родовой усадьбе композитора М. И. Глинки «Новоспасское», на фоне чудесного парка с вековыми дубами, под одним из которых, кстати, писалась опера «Руслан и Людмила». Хотя порой кажется, что эти деревья, река, барский дом вовсе и не фон, а полноправные персонажи, действующие лица фильма — так мастерски они сняты оператором Гинтсом Берзиньшем. Создатели фильма так же много рассказывали о том, с какой тщательностью подбирался реквизит: посуда, предметы мебели и интерьера выуживались у старьевщиков, в антикварных лавках и на блошиных рынках. По словам продюсеров, в фильме почти нет бутафорских вещей, что является, на их взгляд, предметом отдельной гордости. Такой археологический натурализм в кадре не только выглядит эффектно, но и роднит картину, опять же, с театром рубежа XIX–XX веков и, тем самым, делает фильм категорически несовременным (что, определенно, не становится его недостатком).

Кинокартина наверняка понравится зрителям, которые не терпят внешнего «осовременивания» или авторского прочтения классики. Картина как будто создана в дорежиссерскую эпоху. Этот эффект возникает по двум причинам. Во-первых, Глаголева не вмешивается в историю Тургенева, не ломает его «режиссуру». Всем авторам, писавшим до XX века — от Фонвизина до Льва Толстого — приходилось, так или иначе, быть режиссерами своих пьес. Они писали их так, чтобы актеры без чьей либо помощи могли сыграть относительно целостный театральный текст: с подробными ремарками, характеристиками персонажей, описанием интерьера и пр. Когда же сегодня, в ходе постановок и экранизаций так называемых классических пьес, в замысел создателя вторгается еще один режиссер, многие современные зрители переживают это болезненно, вероятно, подсознательно чувствуя противоборство авторов, разделенных столетиями. Глаголева в этом смысле против Тургенева не идет, а, наоборот, тихонечко создает самые благоприятные для него условия (что вообще-то современному искусству не свойственно).

Во-вторых, огромная часть пространства этого фильма посвящена не режиссерским ходам, а актерским работам. Кинолента как будто склеена из крупных, но изящных, филигранно сделанных актерских работ (неспроста в фильме преобладают крупные планы). Здесь нет неудачной игры, все роли исполнены достойно… и весьма традиционно: за игрой Анны Астраханцевой (актриса петербургского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, возможно, больше известная зрителям под фамилией Вартаньян) в роли Натальи Петровны, Александра Балуева в роли Аркадия Ислаева, и Ларисы Малеванной в роли Анны Семеновны наблюдать любопытно. Настоящим откровением фильма стала, как и ожидалось, работа британского актера Рэйфа Файнса, сыгравшего Ракитина.

Файнс хорошо известен российским зрителям по фильмам «Английский пациент» (граф Ласло Алмаши), «Список Шиндлера» (Амон Гёт), «Отель ‘‘Гранд-Будапешт’’» (месье Густав) и, конечно, по исполнению роли лорда Волан-де-Морта в фильмах о Гарри Поттере. В русском фильме актер снялся впервые (хоть в фильме по русской классике уже играл: в 1998 году он снялся в главной роли в фильме «Онегин», где также был и исполнительным продюсером). Рэйф Файнс слишком хорошо вписывается в актерский ансамбль «Двух женщин»: его герой очаровывает тихим обаянием, а созданный им образ полон скрытого драматизма. Смотреть за работой актера в этом фильме — одно удовольствие, он гипнотизирует: легкая, грустная улыбка и страстный, полный огня взгляд придают его лицу странное выражение, оторваться от которого, между тем, невозможно. У Файнса получился удивительно русский персонаж, во много благодаря тому, что актер самостоятельно озвучил свою роль (Файнс специально для фильма усиленно занимался русским языком).

Слаженный актерский ансамбль образует в фильме, так называемую, «группу лиц без центра», которая подразумевает отсутствие главного персонажа. Второстепенных героев нет — все значимы. Таким образом, драма, разыгрываемая в усадьбе, больше похожа на чеховскую историю, нежели на тургеневскую. Хотя создатели фильма такого эффекта, судя по названию, не добивались. Меняя заглавие тургеневского произведения (первоначально драматург назвал свою пьесу «Две женщины», а потом — «Месяц в деревне»), Вера Глаголева делает акцент на противостоянии двух героинь, двух женщин  — Натальи Петровны и Верочки, которые влюблены в одного мужчину. Однако, эта тема, к сожалению, остается лишь в названии. В фильме она находит свое отражение не в полной мере.

Тем не менее, кинокартина полна красотой русской природы, загадочностью и, одновременно, обескураживающей открытостью русской души, и непревзойденной чистотой и вдохновенностью тургеневской драматургии.