19 декабря в БКЗ Октябрьский в двадцать первый раз пройдет «Ночь пожирателей рекламы». Создатель этого нетривиального проекта, коллекционер и владелец синематеки Жан Мари Бурсико побывал в Петербурге накануне мероприятия и рассказал VashDosug.ru о том, как создавалось шоу.

Экскурс в историю

Я прежде всего люблю кино. Когда я был маленьким, я часто ходил в кинотеатры. Уже тогда перед фильмами показывали новости, документальные и рекламные ролики. Реклама была для меня частью большого кино. После сеансов я общался с теми, кто занимался организацией этих показов. Хотелось заполучить хотя бы маленький кусочек того, что я увидел. Художественный фильм они мне, конечно, не могли отдать. А вот рекламные ролики мне презентовали. Именно так я вошел в эту сферу и стал коллекционером рекламных фильмов.
Сейчас «Ночь пожирателей рекламы» проводится во всем мире. Ежегодно мы успеваем показать около ста двадцати шоу, что позволяет сохранить и поддерживать в рабочем состоянии коллекцию. Сегодня в ней около миллиона рекламных роликов.

Реклама как свидетельство эпохи

Рекламные агентства обычно не сохраняют свои рекламные фильмы. Мне кажется, это очень грустно, потому что эти ролики — свидетельство эпохи. На мой взгляд, единственная разница между рекламным фильмом и художественным, — это их продолжительность. Рекламный ролик может быть настоящим кино. Он рассказывает историю, а тот продукт, который рекламируется, уже не так важен. В какой-то момент я понял, что в рекламных фильмах, которые я предпочитаю, важен не столько кадр, сколько звук. Музыкальный саундтрек передает гораздо больше эмоций, чем визуальный ряд.

Программа

Уже в течение тридацати пяти лет я пытаюсь поделиться с людьми своей страстью к кино через проект «Ночь пожирателей рекламы». Каждый год я представляю программу продолжительностью пять-шесть часов. Я показываю только те фильмы, которые тронули мою душу. Неудивительно, что из года в год я вижу на моих шоу одних и тех же людей.

Ежегодно мне присылают около двадцати пяти тысяч рекламных роликов со всего мира. Я их все лично отсматриваю. Некоторые из этих фильмов, может быть, не имеют какой-либо художественной ценности, но если они мне все-таки понравились, я включаю их в программу. Каждый год набирается около четырехсот пятидесяти рекламных фильмов.

Специфика российской рекламы

Если говорить честно, то различия рекламной продукции в разных странах не такое уж сильное. В 60-70-е годы разница была более существенной, но сегодня, в эпоху больших корпораций, к сожалению, вся продукция практически одинакова. Поэтому особой разницы между российскими, европейскими и американскими рекламными фильмами нет.

Если говорить о российской рекламной продукции, то должен сказать, что она мне нравится. На мой взгляд, она на том же уровне, что и остальная реклама в мире. В России у рекламщиков больше свободы по сравнению со странами бывшей Восточной Европы. Что касается Западной Европы то, например, в Германии ничем выдающимся рекламные ролики не выделяются. Они боятся сделать что-то интересное, нетривиальное. Там специалисты по маркетингу просто не хотят рисковать. А в России иначе.

Как реклама изменилась за последнее время

Рекламные фильмы сильно изменились за последнее время, и, я бы не сказал, что эти изменения пошли на пользу. Прежде всего, они стали гораздо короче, потому что рекламное время на телевидении стоит очень дорого. Я же стараюсь выбирать для своей программы фильмы, которые идут подольше и рассказывают целую историю. Вторая важная перемена за последнее время — глобализация рекламных фильмов. Сегодня телевидение транслируется на весь мир и месседж должен быть понятен всем и везде.

Про «Ночь пожирателей рекламы» в России и про конкуренцию

Раньше рекламой никто не интересовался. Но когда я создал свою синематику, она стала интересна людям и, естественно, кто-то стал завидовать. Довольно часто мне приходиться конфликтовать с чиновниками разных странах, но я продолжаю свою работу. Российские коллеги меня поддерживают, и благодаря им, мне удается сохранять свою коллекцию. В России мы показываем это шоу в самом большом количестве городов.

У нас есть мощный конкурент — Интернет. Иногда там можно увидеть фильмы до того, как их покажут на экране. Я стараюсь этой конкуренции избегать. Поэтому я не разрешаю показывать шоу по телевидению в день его проведения. Только после… Для меня «Ночь пожирателей рекламы» должна быть праздником, иметь особую атмосферу. Иначе это неинтересно. В России продюсеры это очень хорошо поняли, поэтому они стараются организовать в течение всей «Ночи пожирателей рекламы» дополнительные события в фойе и в концертном зале, а не только на экране. На мой взгляд, шоу — это такая большая лекция о том, что нужно и чего не нужно делать в рекламе.