В российский прокат выходит фильм популярного французского режиссера Франсуа Озона «Новая подружка», наверное, самый главный в его творческой биографии.

Начав свою карьеру с эпатажного «Крысятника» и провокационных «Криминальных любовников», режиссер уже в третьем своем фильме «Капли дождя на раскаленных скалах» (экранизация пьесы Райнера Вернера Фассбиндера) дал понять, что его «ироническая шоковая терапия» — лишь приправа в куда более психологически тонком и изысканном блюде. Озон мастерски приспосабливает текст Фассбиндера к собственной фирменной стилистике, практически делая его «своим».

Следующая этапная картина Франсуа Озона — «Бассейн» с Шарлоттой Рэмплинг — была сделана уже без всяких скидок зрелым мастером европейского кино. Ну а, пожалуй, самый большой успех пришелся на долю мюзикла «Восемь женщин» с целым созвездием примадонн французского кино (Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар). Далее Озон снимает фильмы с завидной регулярностью, с большим или меньшим зрительским успехом, иногда удивляя, иногда слегка разочаровывая своих поклонников. Что, впрочем, совершенно нормально для режиссера, не останавливающегося в творческом поиске.


Сюжет фильма «Новая подружка»: Давид теряет жену и остается один с маленьким ребенком. Клэр, близкая подруга умершей, тяжело переживает ее смерть и хочет помочь осиротевшей семье, однако обнаруживает, что Давид, желая успокоить ребенка, потерявшего мать, начинает переодеваться в женскую одежду и находит в этом свою новую сущность...


«Новая подружка» — особый фильм. В нем сконцентрировано практически все, что так важно для Озона в кинематографе, в чем проявляется его жизненная философия. Свобода выбора, толерантность, необходимость терпимого отношения к людям с иным мироощущением. Вечные темы… Но как же они сегодня актуальны! Как своевременно выходит этот фильм в сегодняшней России! Как необходимо нашим соотечественникам увидеть этот фильм и попытаться не отвергнуть его сходу! В этом фильме больше христианского милосердия и человеколюбия, чем во всех проповедях апологетов «возвращения к духовным корням наших предков».

Озон опять шокирует (а как же без этого!), опять рассматривает крайние (если не сказать: экстремальные) проявления человеческой природы. Но с какой любовью к человеку! С каким сочувствием, пониманием и теплом...

Фильм с поразительной художественной силой отстаивает право человека быть самим собой. И каким бы далеким ни казалось нам торжество этого по сути такого простого принципа, ясно одно: если человечество когда-нибудь захочет прекратить всяческую междоусобную вражду и бесконечные войны, оно должно будет прислушаться к голосу здравого смысла. Именно такой голос звучит с экрана, благодаря замечательному фильму Франсуа Озона.

Франсуа Озон, сам представивший в Петербурге свой новый фильм, показанный в рамках Международного медиафорума, поделился мыслями о картине.

Про первоисточник

«Это экранизация произведения Рут Ренделл, английской писательницы, автора детективов, которые очень популярны во Франции. Действие происходит в 70-е годы (тогда же и было написано это произведение). Это небольшая новелла, которую по прочтении мне очень захотелось перенести на экран. В то время у меня не было ни денег на этот проект, ни актера, который был бы способен сыграть эту большую роль с переодеваниями. Мысль сделать этот фильм не покидала меня долгое время. Мне понадобилось двадцать лет, чтобы замысел созрел и вылился в ленту. Новелла Рут Ренделл заканчивается трагично. Основная мысль новеллы была в латентной гомосексуальности героини, которую тянет к женщинам и которая испытывает отвращение к мужчинам. Поэтому, когда она обнаруживает, что герой в нее влюблен, она его убивает. Этого в фильме нет».

Про фильм

«В фильме рассказана история любви по-французски. Это не документальный фильм и это не исследование нравов. Этот фильм, даже судя по манере, в которой я его снимал (по мизансценам, по освещению), представляет сказочный мир. Конец ленты по большому счету похож на голливудский happy end, который может быть и далек от реальности, но мне хотелось передать какую-то надежду на разрешение конфликта. Мне не хотелось выносить оценочных суждений моим персонажам. Мне хотелось им посочувствовать. И мне, безусловно, хотелось заставить и зрителя сочувствовать происходящему».

Про женщин

«Я очень люблю работать с актрисами, потому что актеры чаще ассоциируются с сюжетными фильмами, где главное — действие. Меня же больше интересуют чувства и переживания. Такие вещи интереснее рассматривать на примере женских персонажей. Кроме того, женщины (а со мной работают великолепные актрисы) часто готовы пойти на гораздо больший риск, чем мужчины, и мне кажется, что актрисы гораздо умнее и мудрее, чем актеры. Именно поэтому Ромена Дюриса, главного актера своего поколения во Франции, в этом фильме я превращаю в женщину».