Хочется убежать из реального мира? Лучшее время для этого — ноябрь, ведь на кинокалендаре — XII Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Каждые выходные с 1 по 30 ноября в киноцентре «Родина» мастера анимации и дебютанты со всего мира будут показывать свои нарисованные миры.

В программе: лучшие фильмы British Animation Awards, голландская анимация от фестиваля «KLIK», лучшие немецкие мультфильмы, французская анимация, тематические ночные показы, сеансы о любви для взрослых, программа юмористической анимации, подборка психоделических мультфильмов и многое другое.

Параллельно в музее «Эрарта» будет проходить выставка видеоинсталляций «Анимация как изобразительное искусство», на которой будут представлены объекты на стыке искусств: например, художник-аниматор Андрей Сикорский представит свою работу, в которой совместит скульптуру и видео, а Светлана Петрова, художник, идеолог и директор «Мультивидения», продемонстрирует взаимодействие картины и экрана в рамках своего нашумевшего проекта «FatCatArt».

«ВД» пообщался со Светланой Петровой и известным художником-аниматором, членом жюри «Мультивидения» Константином Бронзитом о тенденциях в мультипликации, о модных и любимых персонажах и многом другом.

Светлана Петрова

художник, создатель и президент фестиваля «Мультивидение»

Критерии оценки: Поскольку я сама художник, для меня важен прежде всего красивый визуальный ряд — здесь я ничего с собой не могу сделать — и хороший рассказ. Если это ненарративное кино, то это должно быть грамотно сделанное, с точки зрения языковой системы, высказывание. Долгое время у нас в жюри участвует Константин Бронзит, у которого я научилась хорошей фразе: «И о чем у вас это кино?». Очень важно, чтобы человек понимал, о чем он говорит, ведь часто бывает: прекрасный фильм заканчивается, и остается вопрос: «А что вы хотели сказать?..» Концовочки-то и нет... Я это не люблю, у меня за плечами работа в театре и я знаю, как важен хороший финал.

Тенденции в мультипликации: Пожалуй, это психоделические мультфильмы, сделанные в сюрреалистической эстетике, с абсурдным юмором, которые мы выделили в отдельный сеанс, и лично мне, как директору фестиваля, они понравились больше всего. Эта школа хорошо представлена в таких странах, как Франция, Эстония, Англия, и поэтому сеанс разнообразен по географии. Эту тенденцию подчеркивает сюрреалистический «рассказ» «Человек на стуле», получивший приз главного анимационного фестиваля «Annecy» этого года. Еще я бы выделила внимание авторов к загадочным, фантастическим историям, отвлекающим человека от той тоски, которую мы наблюдаем в реальном мире, бытовых проблем и грызни, в которой погряз весь мир в этом году, к сожалению.

О моде на персонажей: Коты, они уже какой год в тренде. И, конечно, дети. Мультипликацию прежде всего интересует детский возраст, потому и фильмы сделаны о детях. Удивительное свойство — анимация дает почувствовать себя ребенком, видеть жизнь свежим взглядом, без этой бытовухи. Много фильмов о взрослении и о восприятии детьми взрослых вещей, таких как смерть, например. Ну и всякие инопланетяне, естественно. И парочка роботов у нас программе тоже есть.

Любимый мультфильм детства: Их три из разных возрастов, первый — самый любимый — «Маугли», потому что животных я люблю с детства, просто страсть к ним, а как он нарисован! Кстати, это была первая прочитанная мною книга. Потом совершенно сюрреалистический «Калиф-аист» и, конечно, «Пластилиновая ворона» Татарского, тоже из-за многочисленных превращений. Я люблю визуальную поэзию больше всего.

Любимый персонаж советской мультипликации: Багира — в детстве я постоянно рисовала пантер приблизительно таких, как в мультике «Маугли», и Винни Пух — из-за совершенно удивительного английского юмора, голоса Леонова и характера персонажа.


Светлана Петрова рекомендует:

  • все психоделические мультфильмы;
  • потрясающие, смешные, остроумные, хорошо нарисованные эстонские фильмы сильной школы Прийта Пярна;
  • французский фильм «Ну и муха» — очень смешной, динамичный, для всех возрастов;
  • из детской программы — хорошая французская история «Морозко» на основе русской сказки;
  • работы французской студии Folimage, в этом году — два фильма в программе, один из них — «Чувство соприкосновения» — о любви двух грустных людей;
  • необычный фильм о коте, путешествующем по разным планетам, «История из жизни», совмещающий многочисленные анимационные техники.

Константин Бронзит

российский режиссер анимационных фильмов, художник-карикатурист.

Критерии оценки: Это целый ряд позиций. На первое место выходят профессиональные качества работы: насколько все вменяемо по монтажу, свету, цвету, по всем составляющим режиссерской палитры. Дальше, условно говоря, суть того, о чем «поют»: насколько меня это трогает, вызывает какое-то сочувствие, будоражит ли чувства внутри, что называется, в кишках. И это уже не вопрос ловкости монтажа. Вот когда все это складывается, я и начинаю анализировать, у кого лучше получилось.

Тенденции в мультипликации: Уход от внятной нарративности: истории уходят на второй план, сейчас они мало кому интересны. Мне кажется, что это признак инфантилизации. Сегодня в кино ринулось много молодежи, которой стали доступны средства для производства мультипликации. За счет компьютерных технологий путь к достижению цели стал значительно короче, и результат получается гораздо быстрее. Это и привлекает создателей. Все эти творцы забывают об одной простой истине (не мной придуманной), что путь важнее, чем результат. Путь — это прежде всего борьба с материалом и с самим собой, тогда ты внутренне растешь, развиваешься, а результат — это всего лишь яблоко, отброшенное яблоней. Не ради него живет яблоня. Внешне эффектный трюк, который был важен на заре мультипликации, сегодня становится важным опять.

О моде на персонажей: Все чаще Голливуд эксплуатирует тему ужастиков, пусть милых и забавных, но все равно ужастиков, и различных монстроподобных существ. Все это началось с «Кошмара перед Рождеством» и так или иначе не сходит с экранов. Голливуд диктует моду, правда, в России она не приживается. У нас «своя тема» — сказки, богатыри, волки, бабки-Ёжки, они нас почему-то не отпускают, хотя давно бы пора. Когда есть перенасыщенность рынка одним товаром, то может произойти отторжение. Хочется чего-то другого — я совсем не против наших, китайских или американских персонажей, просто, когда их слишком много, это надоедает, как будто на ужин ешь все время одну и ту же еду.

Любимый мультфильм детства: Конкретно любимого не было, я вообще любил смотреть мультфильмы, особенно американскую мультипликацию. Даже не понимаю, каким образом я умудрялся увидеть ее по советскому телевидению, но такое случалось. Был такой сериал Mighty Mouse (не путать с Mickey Mouse!), когда он шел какими-то эпизодами, я просто улетал. Садился потом и рисовал всех этих мышей, котов. Позже появилась любовь к «Тому и Джерри» и к Диснею.

Любимый персонаж советской мультипликации: Лев Бонифаций и, наверное, еще Ежик, который в тумане...