Ив Сен-Лоран — человек, при жизни ставший легендой, с именем, превращенным в бренд YSL. Кажется, такой успех — подарок небес и мечта любого творца, но... а если представить...

Так ли это легко быть знаменитым, возможно ли не потерять себя и как это быть Сен-Лораном? Именно с этой точки зрения французский режиссер Бертран Бонелло снимает фильм «Сен-Лоран. Стиль — это я», который окажется на экранах российских кинотеатров с 16 октября.

Опытный постановщик Бонелло, постоянный претендент на главные награды Каннского фестиваля, изначально не собирался снимать классический байопик с линейным повествованием: «Я хочу, чтобы люди не просто посмотрели на Ива Сен-Лорана, я хочу, чтобы они почувствовали себя как можно ближе к нему. Как и в “Доме терпимости” (фильм Бертрана Бонелло 2011 года), я намеренно не хотел влезать в шкуру моих героев, хотел ухватить их суть, отдав предпочтение визуальности, романтизму, духу и образам Висконти, не делая акцента на французском аспекте байопика, хотя, безусловно, Сен-Лоран — очень “французская” фигура, что немаловажно». Окончательно в этом его убедило известие о том, что параллельно запущен еще один проект о знаменитом кутюрье, которому благоволил Пьер Берже, — партнер, основатель марки, верный и любящий друг Сен-Лорана. Такое покровительство обещало предвзятую историю и строгость композиции и, конечно же, статус официальной — такой и получилась лента «Ив Сен Лоран» Джалиля Леспера. Но она не лишена обаяния и полна лирики, это фильм-признание в любви.

Бонелло сконцентрировался на 1967–1976 годах — переломном периоде в жизни модельера: «Мы (Бонелло сотрудничал с Томом Бидегеном, сценаристом фильмов “Ржавчина и кость”, “Пророк”. — “ВД”) разделили сценарий на три главы. Первую часть, заканчивающуюся коллекцией 40-х и знаменитой фотографией, где Сен-Лоран позирует голым, мы назвали “Молодой человек”. Вторую, начиная с фотографии и до конца романа с Башером — “Звезда”. А третью, 1976 год — “YSL”: Ив Сен-Лоран становится маркой; он потерял связь с тем, кто он на самом деле. Именно тогда есть наибольший контраст между тем, что ниже, и тем, что выше. Психиатр, который знал его психиатра, называл его “лифтёром”. Он постоянно спускался и поднимался. Этим трем главам мы дали подзаголовки: “День”, “Ночь” и “Чистилище”».

Режиссер потрясающе передает дух того времени, знакомит с героями эпохи и показывает мир лоска и глянца, а потом — безумства и разврата, в котором живет Сен-Лоран: показ новой коллекции Модного дома сопровождается параллельными кадрами войны в Алжире (участия в которой он избежал из-за случившегося нервного расстройства), безудержные танцы и вечеринки 70-х с алкоголем и психотропными — автор воссоздает культовую съемку фотографа Хельмута Ньютона, где модель Вибеке Кнудсе представляет смокинг Ива Сена-Лорана, а вторая модель полностью обнажена. И так, между делом, они спрашивают друг друга: «Он еще жив или остался лишь парфюм?».

Это очень авторский взгляд на биографию маэстро, поэтому неудивительно, что фильм может не всем прийтись по душе, но есть потрясающие эпизоды, которые непременно запомнятся многим. Например, сцена с актрисой Валерией Бруни-Тодески, которая пришла на примерку костюма и буквально за несколько минут преображается и молодеет, благодаря, казалось бы, нехитрым, но искусным манипуляциям дизайнера. Еще одна режиссерская находка — вот уже сильно немолодой Сен-Лоран (Хельмут Бергер) пересматривает фильм «Гибель богов» (реж. Лукино Висконти, 1969 год), и на экране телевизора — сцены с молодым Хельмутом Бергером...

Ива Сен-Лорана в молодости играет Гаспар Ульель, удивительно на него похожий и талантливо воплотивший образ модельера, а его искусителя, Жака де Башера, по словам Берже, того, «кто нажал нужную кнопку, чтобы Сен-Лоран опустился на самое дно», — Луи Гаррель.