Этой осенью в прокат вышел новый фильм Ангелины Никоновой с Ольгой Дыховичной в главной роли — «Велкам хом». Эта ироничная комедия прямиком из Нью-Йорка — без границ, запретов и санкций. История о людях, потерявших чувство принадлежности к определенной географической точке, к тому месту, которое мы называем домом.

Всех их объединяет жажда иллюзорного успеха, в гонке за которым многие проводят годы и десятилетия, жертвуя своими первоначальными ценностями. Герои фильма — не самые несчастные люди на свете, но у всех них непростая жизнь, которую каждый избрал добровольно, надеясь реализовать свои представления о благополучии. Нью-Йорк для них — поле боя, где они ежедневно борются за свою мечту. О мечте, реальности и творчестве VashDosug.ru поговорил с Ольгой Дыховичной.

— Ольга, «Велкам хом» — фильм о мечтах героев. О чем мечтает ваша героиня Саша?

— Наверное, каждый из героев хочет реализовать свою мечту. Главный герой Бабкен — продавец в магазине ковров, но он хотел бы быть знаменитым актером. Его сдерживают долг, семья, обязательства перед женой, детьми, диаспорой, которая его поддерживает в Нью-Йорке. В этом он похож, пожалуй, на каждого из нас. Часто мы что-то загадываем, а когда это случается, не понимаем, как жить дальше. Одно дело — жить мечтой, и совсем другое, когда мечта становится реальностью. Сразу появляются вопросы: чего хотеть дальше, как жить дальше? Мечта часто меняет всю жизнь. Она всегда берет дань: за реализацию мечты мы платим свою цену, и не всегда эта цена адекватна результату. Моя героиня Саша хотела выйти замуж, но вряд ли она хотела бы выйти замуж так, как получилось в фильме. Она хотела бы жить в любви и гармонии, а получила не совсем то замужество, о котором мечтала.

— Эта тема находит отклик в вашей душе и в вашей жизни?

— Думаю, каждый человек, взрослея, соотносит себя десятилетней давности с собой же нынешним и с тем, кем он мечтал быть в детстве. И, наверно, нужно каждый раз в такие моменты делать поправки. Какие-то вещи, которые в юности были важны, могут стать малозначительными в зрелом возрасте. Думаю, все мы в юности более бескомпромиссные, более принципиальные, и часто это мешают, потому что ты становишься неудобным для окружающих. Но эти же качества можно сравнить с очистительным огнем, они помогают избавляться от лишнего, видеть цель, жить своей жизнью. Поэтому человеку стоит чаще обращаться за воспоминаниям в свою юность и возвращаться к этому огню души. Конечно, проще жить с цинизмом, с равнодушием, проще посмеяться, а не поплакать, проще похлопать по плечу, а не помочь по-настоящему, проще себе объяснить, что ты всего лишь песчинка, что ты ничего не можешь, чем найти в себе силы изменить что-то. Максимализм зачастую нужно нарочито возвращать в свою жизнь, чтобы быть более цельным человеком.

— Кстати, к теме цельности. Представляя этот фильм, вы сказали, что работа над ним была удивительной «возможностью исследовать неведомое в себе». Можете рассказать об этом подробнее?

— Саша, моя героиня, так отличается от меня — и внешне, и по характеру, — что мне было трудно представить, как я смогу ее сыграть. Но в результате работы над ролью, мне удалось найти в себе черты моей героини — это и есть исследование неведомого. Более того, мне кажется, в каждом из нас есть такая Саша, которую мы сами же придушили, причесали, попросили не высовываться, потому что проявление такой своей дерзкой и взбалмошной ипостаси не всегда уместно, опять-таки не всегда эти качества удобны окружающим. Это-то нас и сдерживает. Но обнаруживать такие «зоны» в себе — приятно.

— Эта роль вас изменила?

— Не могу сказать, что я стала совсем другой, но я изменилась. В чем-то стала проще, научилась у своей героини легкости и спонтанности. Это было очень важно и полезно. Я вообще советую каждой женщине, которая в определенном возрасте начинает считать, что уже все про себя знает, что-нибудь в себе радикально поменять. Начиная с внешности и заканчивая сферой деятельности. Тогда, возможно, придет важное понимание того, что мы не такие, какими мы решили себя видеть к определенному возрасту, мы — гораздо больше.

— Вы свою сферу деятельности кардинально не меняли, хотя сейчас активно развиваетесь как актриса, несмотря на то, что вы еще и продюсер, сценарист, режиссер. Считаете ли вы себя именно актрисой?

— Актерство — не основной мой род занятий. Мне действительно повезло, что у меня есть несколько интересных кино-ролей, а значит и опыт работы с хорошими режиссерами, что для меня ценно. Я понимаю, что есть актеры, которые только и живут своим делом. Для них эта профессия значит очень много, и они уж точно гораздо глубже погружены в нее. В этом смысле у меня есть еще другая сфера деятельности, где мне интересно быть за кадром, интересно помогать другому таланту быть увиденным.

— А чем вам интересна профессия актрисы?

— Это уникальная возможность прожить другие жизни: сменить обстоятельства, окружение, психологию, поступить так, как ты бы никогда не поступила — резко или драматично. Это очень увлекательное путешествие вглубь, внутрь себя, а если ты этим путешествием еще и увлекаешь зрителей, то это очень интересно.

— У вас нет актерского образования…

— У меня режиссерское образование. Я, конечно, изучала актерское мастерство, но чуть-чуть с другими акцентами, нежели его изучают актеры. Я понимаю основы профессии, знаю то, чему учат актеров в институте.

— Кто же стал вашим учителем в этой профессии?

— Моими учителями стали мои режиссеры. Ангелина Никонова доверила мне главные роли, и она — один из важнейших моих учителей в актерском мастерстве.

— В этом фильме вокруг вас было много непрофессиональных актеров, комфортно было с ними работать?

— Там были и актеры с опытом. Например, Эдвард Бэйкер-Дьюли, который играл Джонни, любовника моей героини Саши, профессиональнейший актер. Он работал в Англии, а сейчас приехал в Америку в поисках новых ролей. И Карен Карагулян, исполнивший Бабкена, сыграл большие роли уже в нескольких фильмах. В «ВелкамХом» его первая главная роль. Нам всем, конечно, повезло, что с нами на площадке был такой сильный режиссер, как Ангелина. Она точно понимала, что ей нужно, и филигранно вела нас порисунку роли.

— Как вы чувствовали себя на площадке в такой разнонациональной, разноопытной, разношерстной компании?

— Сам фильм как раз об этом. Я чувствовала себя на площадке так, как моя героиня чувствует себя в фильме. Во многом благодаря этому чувства были естественны.

— Это второй ваш фильм в соавторстве с Ангелиной Никоновой. Все говорят, что он неожиданный. Для вас эта лента была ожидаемой?

— Для меня это был резкий поворот, который Ангелина решила сделать в своей режиссерской судьбе: отойти от успеха первого фильма — драмы «Портрет в сумерках» — и сделать второй фильм в жанре комедии, хоть и грустно-лирической. Мне кажется, это здорово, когда люди не тиражируют свой предыдущий успех в следующих работах, а ищут новые пути, новый киноязык.

— Уже можно говорить о вашем творческом тандеме с Ангелиной Никоновой, этот союз успешен, интересен, проверен не одной картиной. В чем его секрет, на ваш взгляд?

— В том, что мы разные, в том, что наши амбиции лежат в разных сферах. Ангелина очень сильный режиссер, и это та территория, на которую я не претендую. Мне интересно развивать себя как актрису. А что касается совместного написания сценария — это всегда обогащает сюжет.