Как писал французский классик Александр Дюма-отец в одном своем романе «Cherchez la femme» (буквально «ищите женщину»), подразумевая под этим женскую вину во всех событиях, ссорах, бедах и преступлениях человечества. VashDosug решил воcпользоваться случаем, а именно выходом в российский прокат картины «Принцесса Монако», чтобы вспомнить самых «виновных» женщин, творивших историю, чьи образы запечатлели в кино.

Грейс Патриша Келли

Начнем с новинки проката — фильма «Принцесса Монако», который совсем недавно открывал Каннский кинофестиваль. Мнения относительно картины у критиков и зрителей разделились: одни были восхищены красивыми пейзажами, роскошными интерьерами, костюмами и поразительным внешним сходством Николь Кидман с Грейс Келли, другие сочли картину чересчур гламурной и несоответствующей историческим реалиям. Последнего мнения придерживались члены династии Гримальди, которые и вовсе из-за этой ленты отказались посещать фестиваль. Тех, кто желает всерьез погрузиться в частную жизнь княгини, разочарует, что фильм охватывает лишь один год ее жизни, да и то, не самый яркий в биографии. По сюжету Грейс Келли желает смыть с себя ярлык хичкоковской блондинки и стать достойной правительницей княжества, спасти своих подданных от нападок со стороны Франции. Надо отдать должное, картине удалось развенчать миф о том, что жизнь принцессы во дворце похожа на затянувшуюся сказку. Фильм даже начинается с высказывания Келли: «Тот, кто считает мою жизнь сказкой — сам сказочник». Этот постулат создатели картины взяли за основу и стремились показать обратную сторону жизни во дворце со всеми ее заговорами и интригами. Однако эта грандиозная задумка не была должным образом реализована на экране: картине явно не достает эмоциональности и динамизма. Режиссер Оливье Данн, видимо, расплескал весь свой энтузиазм в работе над картиной «Жизнь в розовом цвете» и не смог привнести страсти в фильм «Принцесса Монако», как этого требуют байопики о личностях такого масштаба.

Последняя из Тюдоров

Очевидно, образ королевы Елизаветы I пользуется особой популярность в кинематографе —эта историческая фигура появляется в 17-ти фильмах. Исполнить эту роль удостоились чести такие актрисы, как Сара Бернар, Бэтт Дэвис, Джуди Денч и Хелен Миррен, однако самым запоминающимся фильмом об императрице в истории кино был признан тот, где королеву играет Кейт Бланшетт. В картине «Елизавета» речь идет о первых неуверенных шагах молодой королевы, которая получила в наследство страну в полном упадке, но смогла превратить ее в крепкую державу. Ее эпоха по праву названа «Золотым веком Англии». Бланшетт блестяще справилась с ролью сильной, уверенной и волевой королевы, фильм был обласкан критиками, разве что Американская киноакадемия предпочла отдать статуэтку за лучшую женскую роль Гвинет ПэлтроуВлюбленный Шекспир»). Однако актрису это нисколько не расстроило, и когда ей поступает предложение от режиссера Шекхара Капура сняться в сиквеле «Золотой век», актриса не медлит с ответом.

Мария-Антуанетта Австрийская

Образ последней королевы Франции Марии-Антуанетты фигурирует во многих кинокартинах, однако, пожалуй, самая интересная из них — дело рук, на тот момент еще совсем юного режиссера, Софии Копполы. Она отказалась брать за основу стандартную биографию, написанную Стефаном Цвейгом, так как сочла ее очень чопорной и официальной. Ее выбор пал на книгу Антонии Фрейзер «Marie Antoinette: The Journey», так как в ней основное внимание отведено душевным качествам королевы. Роль Марии-Антуанетты досталась Кирстен Данст, которая идеально вписывалась в образ легкомысленной девочки-подростка, вынужденной управлять Францией в непростые для страны годы. Коппола не стремилась создать абсолютно исторически достоверную картину, чтобы не делать ее занудным байопиком, хотя ей все-таки пришлось взять тайм-аут для сопоставления материала с историческими фактами, в ходе которого она умудряется снять еще и фильм «Трудности перевода». Вот яркий пример, иллюстрирующий отклонение от стандартной костюмированной драмы, — королева ходит в туфлях от Маноло Бланик и кедах Converse под саундтреки рок-групп 80-х. В этой ленте чувствуется личность автора, у которого, очевидно, очень хорошее чувство юмора. Тем, кто все-таки ставит выше правдоподобность и достоверность, стоит посмотреть фильм «Прощай, моя королева» с Дайаной Крюгер и Леа Сейду.

Виктория значит «победа»

Викторианская эпоха — эпоха наибольшего расцвета Британской империи, названная именем королевы, которая пробыла на троне 63 года. Впечатляющий срок и единственный в истории Англии. Такая самоотверженность в служении народу была оправдана безоговорочной любовью и преданностью британцев. Культ монаршей особы перенес на экран, как ни странно, канадский режиссер Жан-Марк Валле, снявший в 2013 «Далласский клуб покупателей». Фильм «Молодая Виктория» продолжает идеализацию образа Виктории, а потому, вероятно, на главную роль взяли актрису Эмили Блант. Внешнее сходство, скажем прямо, отсутсвует: актриса высокая, стройная и миловидная, а королева, не в обиду жителям туманного Альбиона, другой стати. Кроме того, по слухам, и возлюбленный королевы герцог Альберт не испытывал перед ней такого трепета и благоговения, как это культивируется в фильме. Картина не произвела особого фурора в мире кинематографа, но труды художника по костюмам были вознаграждены «Оскаром».

Елизавета Виндзор

В 2005 году выходит фильм «Королева» об Елизавете II с Хелен Миррен в главной роли. Это был первый в истории кинематографа случай, когда снимают байопик о ныне действующем монархе. Картина выходит спустя 9 лет с момента описываемых событий, а именно смерти принцессы Дианы. Национальная трагедия показывается в ленте глазами императрицы. Известно, что Елизавета была не в ладах со своей бывшей невесткой, но не желание публично выражать скорбь вызвало в стране, да и в мире, волну негодования как общественности, так и СМИ. Однако чуть позже под гнетом премьер-министра Тони Блэра она решает отдать почести погибшей принцессе. Внешнее сходство Миррен и Елизаветы не столь явное, однако своей мимикой, походкой, жестами и речью актрисе удалось максимально к ней приблизиться. Ее работа была названа блестящей, доказательством тому 24 награды (включая «Оскар» и «Золотой глобус»). Но большим признанием наградила ее публика, окрестив лучшей королевой всех времен и народов.

Принцесса Уэльская

Вряд ли кто будет спорить с тем, что принцесса Диана, внесшая огромный вклад в миротворческую и благотворительную деятельность, по праву занимает третье место в списке ста величайших британцев в истории, уступив место разве что Черчилю и Брюнелю. Поэтому снять художественный фильм о жизни леди Ди для британцев было дело чести. Для выполнения этой миссии продюсеры пригласили немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля, для того, чтобы фильм получился не предвзятым и далеким от стереотипов. Но принципиальным было найти актрису среди коренных жительниц. Создатели картины стремились в мельчайших подробностях показать последние два года жизни принцессы, акцентируя внимание на романе, разгорающемся между ее высочеством и простым пакистанским врачом Хаснатом Ханом. С достоверной точностью были воспроизведены копии нарядов и украшений принцессы, однако, излишне концентрируясь на мелочах, им так и не удалось добиться глубины в образе Дианы. Возможно, это связано с тем, что эта интрижка была скрыта от глаз общественности и всю любовную линию, которая занимает центральное место в фильме, пришлось строить на догадках, вымыслах и сплетнях... по крайней мере, так заявляет сам возлюбленный принцессы.