Нет, речь не о великом датском писателе, создавшем знаменитые сказки о «Гадком утенке», «Снежной королеве» и множество других, а о режиссере Уэсе Андерсоне.

Воздерживаясь от пафосных эпитетов о гениальности последнего и ни в коей мере не сравнивая их таланты, можно смело заключить, что его фильмы — явление в современном кинопроцессе, да и способность балансировать между авторским и коммерчески успешным кино впечатляет. Хотя, что-то общее у них все же есть... Пожалуй, это то, с какой поразительной легкостью сказочные, вымышленные персонажи воплощены у одного на бумаге, а у другого — на пленке. Но об этом чуть позже...

Кадр из фильма «Отель “Гранд Будапешт”».

Новое киновоплощение – «Отель “Гранд Будапешт”» — выходит в прокат 13 марта. Если побнее об «Отеле...», то очевидно, что началась новая веха в творчестве режиссера: впервые место действия — старая Европа, притом в смутный период — между Первой и Второй мировыми войнами, от его фирменных ретроспекций в мир детства нет и следа — на сюжет вдохновили произведения Стефана Цвейга. В роли сценариста не привычная компания в лице Оуэна Уилсона и Ноа Баумбаха, а дебютант Хьюго Гиннесс. Как всегда, с большой фантазией и ювелирными деталями придумана киновселенная Андерсона под названием «Гранд Будапешт», где ключевыми станут приключения консьержа в исполнении Рейфа Файнса и его юного подмастерья — Тони Ревилори. В калейдоскопе событий главные партии переходят от одного актера к
другому, даруя зрителю счастье наблюдать в одном фильме и Мюррея Абрахама, и Эдриана Броуди, и Матье Амальрика, и Тильду Суинтон, и Эдвара Нортона, и Уиллема Дефо, и, конечно же, Билла Мюррея и Оуна Уилсона (друзья и любимые актеры Андерсона), и многих других звезд.

Если попытаться емко охарактеризовать персонажей Андерсона, то, пожалуй, идеально подойдет слово «аутсайдеры». Это не лузеры и неудачники (слишком сильна негативная коннотация), а скорее мечтатели, кажущиеся не от мира сего в глазах
большинства.

Кадр из фильма «Академия Рашмор».

Уже в первой его работе «Бутылочная ракета» оформляется определенный тип, интересующий автора, — это персонажи, живущие в своем микромире и не взрослеющие с годами. Трое незадачливых друзей ищут свое место в жизни и ничего умнее, чем стать бандитами, им не приходит в голову. Дилетантский подход в выбранном деле сулит им большие неприятности: после первого ограбления они вынуждены пуститься в бега. Продолжая тему взросления, в своей следующей картине «Академия Рашмор» режиссер представляет нам не по годам смышленого (правда, не по части изучения наук) и деятельного юного героя, исполненного Джейсоном Шварцманом. Максу Фишеру всего 14 лет, а он организовал уже немало кружков и секций, воплотил множество проектов, но самое главное – он пишет пьесы и с успехом ставит их. Успевает все, кроме самой учебы, за что и вылетает из престижного заведения. Но это полбеды — он влюбляется в учительницу и как настоящий взрослый всерьез пытается конкурировать с другим, зрелым ухажером (Билл Мюррей).

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум».

Лишенными детства остались члены гениальной семьи Тененбаум из фильма «Семейка Тененбаум», которые рано добились больших высот: один сын заработал состояние в финансовой сфере, второй покорил теннисную площадку, а приемная дочь стала талантливым драматургом. Всем успехам они обязаны маме, которая посвятила им свою жизнь. Отец рано ушел из семьи и спустя годы вновь появился на горизонте. Используя все уловки (а в ход пошло даже вранье о страшной болезни), он собирает всех вокруг себя и пытается подружиться с близкими. Многослойное повествование Андерсона, где каждый персонаж прописан так объемно, что кажется — знаешь его как родного, открывает множество тем, но лейтмотивом все же проходит тема упущенного детства и, как результат, потерянность взрослого человека во взрослой жизни. Правда, надо отдать должное режиссеру — он «пишет» свою картину такими яркими и радужными красками и наделяет ее таким невероятным юмором (конечно, не без легкой меланхолии), что назвать «Семейку Тененбаум» драмой в привычном понимании (впрочем, как и остальные фильмы) язык не поворачивается.

Кадр из фильма «Королевство полной луны».

Все герои Андерсона путешествуют в поисках семьи, любви и самих себя... Приключенческая драма «Водная жизнь», отсылающая к заслугам Жака Ива Кусто, соединяет отца и взрослого сына (родство которых остается спорным) спустя годы. Роуд-муви «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» вновь сближает трех братьев (удачный ансамбль Эдриана Броуди, Оуэна Уилсона и Джейсона Шварцмана), которые потеряли связь друг с другом после смерти папы. В предпоследнем фильме режиссера, «Королевстве полной луны», впервые у Андерсона в фокусе — дети, взрослые — на втором плане. Первая любовь настигает Сэма и Сьюзи, ради которой юные ребята принимают вполне взрослое решение — сбежать вместе во что бы то ни стало. Так и происходит: мальчик покидает бойскаутский лагерь (кстати, он сирота), а девочка удирает из дома (хотя она живет в полноценной семье, но, увы, понимания у домашних не находит).

В основе творчества Андерсона лежит его собственный опыт, детство режиссера тоже прошло в неполной семье — он жил с отцом и мачехой, и сам он признается, что все его фильмы — так или иначе, личные, от начала до конца. 

Уэс Андерсон восхищается методами Педро Альмодовара, который, по его мнению, «гнет свою линию уже столько лет и не идет на компромиссы», и братьев Коэн, считая, что «это бергмановская парадигма — снимать так, как хочется, из раза в раз, не снижая планки». Восхищается и, следуя методам своих кумиров, снимает свое, очень личное кино.