На 20 февраля намечен выход фильма «Жажда» по одноименному роману Андрея Геласимова, который был тепло принят на «Кинотавре-2013» и ряде других фестивалей. Премьера вызывает большое любопытство, поэтому «Ваш Досуг» пообщался с режиссером и узнал его мнение о сериалах, «своем» зрителе, о том, какие фильмы повлияли на стилистику «Жажды»...

Дмитрий Тюрин на съемочной площадке.

— Дмитрий, вашу фильмогра- фию составляют в основном сериалы, а об этом формате сложилось мнение как о массовом и не заслуживающем особого внимания, которое, впрочем, опровергают, например, и ...Что вы думаете по этому поводу?

— Может быть, они и не заслуживают особого внимания, но интерес есть, и интерес зрительский, что немаловажно, и исчисляется он миллионами людей у телеэкранов, о чем красноречиво говорят сухие цифры рейтингов. На сегодняшний момент это самый простой и эффективный способ быть «увиденным», дойти до зрителя. Другое дело, что качество продукта не всегда желаемого уровня. Причина здесь и в вечной нехватке хороших сценариев, и в том, что есть сжатые сроки, поскольку это конвейер, выпускающий поточную продукцию. Но возможность в формате сериала снимать настоящее кино уже, по-моему, ни у кого не вызывает сомнений. Примеров тому масса, правда, пока, по большей части, это относится к западным сериалам. Но и у нас, как вы правильно заметили, появляются хорошие, добротные фильмы.

— Вы учились в мастерской у Бортко, — как помог вам подобный опыт? Каковы ваши кинематографические ориентиры, которым вы следовали, снимая «Жажду»?

— Если вы имеете в виду, не копировал ли я Владимира Владимировича, то — нет. У наших мастеров была главная задача — помочь ученику раскрыться, найти свою индивидуальность, свой почерк, свой стиль. Никто никогда не навязывал готовых решений, но работа над ошибками прово- дилась жестко. Но это нормально, как в обучении любому ремеслу. На стилистику «Жажды» повлияли несколько фильмов — «Повелитель бури», «Вход в пустоту» и «Королевство полной луны», но это все касается скорее формы.

— До прочтения сценария Андрея Геласимова, написанного им по собственной книге «Жажда», вы были знакомы с оригинальным текстом и творчеством писателя?

— Еще учась в институте, в по- исках материала для дипломной ра- боты, я наткнулся на повесть «Год обмана» Андрея Геласимова. Зацепило. Взял «Жажду». Потом «Рахиль». Прочел все с удовольствием и взахлеб. Но тогда и думать не мог, что когда-то выпадет возможность экранизировать эти произведения. Я не оговорился — эти, потому что после «Жажды» мы продолжили сотрудничество с Андреем и сейчас готовится к выходу 8-серийная вер- сия «Года обмана». В телевизионном варианте она будет называться «Обмани, если любишь».

Дмитрий Тюрин c актерами на съемочной площадке.

— Насколько я поняла, тема адаптации героя, прошедшего страшные события чеченской войны, к обычной мирной жизни — главная в фильме. Вам кажется, актуальность этой проблематики велика и на сегодня?

— На одном из зарубежных фестивалей после просмотра фильма мне задали вопрос: «Неужели все русские такие кровожадные, что хотят постоянно воевать?» К сожалению, так нас воспринимают в мире: образ русского — это образ русского солдата с АКМ. И в этом есть своя правда. Наша история — это история войн, и не всегда освободительных. Поэтому у нас много фильмов про войну. Да что там фильмов, вчера увидел во дворе одной московской школы артиллерийскую установку. Памятник, конечно. От военной тематики нам не уйти. Но в «Жажде» мы попытались посмотреть на ситуацию шире, ведь адаптироваться в социуме сложно не только после войны. Травму герой мог получить и в мирное время. Да и совершенно здоровым людям подчас трудно найти общий язык и понимание не только с окружающими, но и с самим собой. Тем более попытаться простить. Особенно тех, кого любишь.

— Дебют в большом кино ока- зался успешным — награды различных фестивалей, в том числе специальный диплом жюри «Кинотавра»… Это подействовало вдохновляюще, если подействовало?

— Подействовало. Вдохновляюще. Теперь главное — «не угасить порыва».

— Как вы сами оцениваете свою первую фестивальную работу? И если бы был шанс что-то переделать, то…

— То я бы снял другое кино. Я считаю, что сделал все, что мог. Но это не значит, что нельзя было сделать лучше.

— Какие три ключевых слова вы бы выбрали для описания этой кинокартины, про что она?

— Жить. Искать. Не сдаваться.

Михаил Гурбов.

— Актерский состав тоже отме- чался критиками не раз, особенно исполнитель главной роли, — долго ли вы искали Михаила Грубова?

— И Грубов, и Рома Курцын, и Сережа Лавыгин попали на пробы практически сразу. Но, как часто бывает, после них перепробовали еще человек 20 и все-таки вернулись к ним. Особой удачей я считаю выбор на роль директора школы Игоря Ляха. Это заслуга кастинг-директора Кати Стручковой. Игоря все помнят еще молодым Ленькой в фильме «Любовь и голуби», но после он снимался очень мало и практически исчез с киногоризонта. Ди- ректор в его исполнении получился очень светлым и обаятельным, хотя, по сути, он беспробудный пьяница. Вообще, «Жажда» — это тот редкий случай, когда актерский состав настолько точно попал в персонажей, что на съемках не было ни минуты, чтобы я пожалел о своем выборе.

— Каким вы видите «своего» зрителя?

— Поскольку с фильмом я уже объездил довольно много и отечественных и зарубежных фестивалей, то своих зрителей я уже увидел. Они разные. От искушенных и продвинутых до самых рядовых и непритязательных. Благодаря многослойной геласимовской драматургии, каждый может найти что-то свое, то, что его волнует. Это темы и «потерянного поколения», и «отцов и детей», и «бумеранга судьбы», и дружбы и предательства, и, конечно, любви и прощения.