На Таллинском кинофестивале «Темные ночи» (PÖFF) представил свой новый фильм «Роль», именно там  корреспонденту VashDosug.ru  удалось пообщаться с одним из главных создателей российского артхаусного кино.

Съемки фильма «Роль».

— Константин Сергеевич, ваш фильм «Роль» уже был показан и в России, и в других странах на кинофестивалях разного уровня. Важен ли показ картины именно в Таллине на киносмотре «PÖFF» и почему?

— Для меня важно, что мое кино вообще показывают. Но с Таллином меня, конечно, многое связывает. В этом городе я был когда-то практикантом на съемочной площадке у . Тогда мне посчастливилось работать одним из ассистентов режиссера на картине «Сталкер». Я благодарен судьбе за этот невероятный опыт. Но говорить о том, что я работал с Тарковским — это большое преувеличение. Я всего лишь был практикантом, обучаясь на Высших режиссерских курсах. Андрей Арсеньевич давал мне задания по разработке эпизодов, движения камеры. Я ему когда-то показывал свою первую короткометражку «Соло», ему понравилось, он хвалил.

Я очень люблю Таллин и Прибалтику и, безусловно, рад побывать на Кинофестивале «Темные ночи». Это особое событие для северных широт — программа мероприятия не похожа ни на одну другую, да и сам город обязывает проникнуться атмосферой кинематографичности.


Международный фестиваль «Темные ночи» (PÖFF) в 2013 году проходил уже в 17-й раз. Он с размахом подтвердил свой статус крупнейшего кинособытия Северных стран. Было представлено 255 фильмов из 70 стран. Причем 24 картины из этого списка были претендентами в шорт-лист Американской Киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».


— Закономерен вопрос о кастинге для фильма «Роль». Скажите, как проходил подбор актеров для фильма?

— У меня большой опыт в кино, позволю заметить. И я всегда понимаю, почему приглашаю того или иного актера. Конечно, у меня есть кастинг-директор, который предлагает кандидатов. Но, имея какие-то представления о том, каким я бы хотел видеть героя, иногда у меня получается заранее угадывать, кого я приглашу. Прежде, чем позвать незнакомого мне актера, я стараюсь больше о нем узнать. После этого проходят пробы.

Вообще «Роль» — очень удачная картина в том плане, что иногда хочешь пригласить актера на фильм, а он не может из-за другой работы. А для «Роли» так все сложилось и совпало, что все смогли и все захотели. Я доволен и горжусь творческим составом картины и тем, что она состоялась.

— Вы знали заранее, что главная роль в фильме достанется ?

— Как только был готов окончательный вариант сценария, уже интуитивно, подсознательно знал, что надо приглашать Суханова. Позвали мы его первым. И тогда было сразу все решено. Мы сдружились, и тема была закрыта. У Максима просто уникальные актерские возможности, глубина эмоционального слоя. Он вызывает ассоциации, что не каждому актеру дано, ему удается загадка, он обладает культурным интеллектом.


Кстати, на кинофестивале «Темные ночи» роль Максима Суханова была оценена как«лучшая» в мужской номинации.


— Расскажите, как происходила работа над сценарием?

— Это был долгий путь, который прокладывала сама жизнь. Первый вариант сценария был создан Павлом Финном еще тридцать лет назад, для чего он два года изучал материалы в Ленинской библиотеке. Сценарий сначала не пропустила советская цензура, а потом случился развал страны, и пришла цензура коммерческая. Мы познакомились с Павлом Финном, когда он уже был известным. Посмотрев мой фильм «Соло», ему понравилось, так и началось наше сотрудничество и дружба. Вместе писали сценарий, долго и скрупулезно. Уже в 2003 году мы опубликовали этот текст в журнале «Искусстве кино». Но и тогда внимания не добились. Только когда Андрей Сигле решился рискнуть и стать нашим генеральным продюсером, фильм вышел.

— Где проходили съемки?

— В Белоруссии, в Выборге, в Петербурге. У нас было все настоящее — 30- градусный мороз, вьюга, даже настоящий паровоз! Для создания образов, декораций мы много изучали литературу, фото тех времен и историческую кинохронику: многое взято оттуда, в том числе и образ метели, которая сопровождает героя на протяжении всего фильма. И то, что фильм черно-белый и намеренно снят на пленку — сделано для того, чтобы передать дух эпохи.

Кадр из фильма «Роль».

— Герой Суханова затеял игру с самой судьбою и жизнью: уже не он играет искусство, а искусство играет им. Ради чего?

— Он вернулся на Родину не потому, что его вели патриотические чувства, он просто хотел доиграть роль. Актерство — это очень эгоистично, это всегда жертвенность. И это невозможно не примерять на себя. Эксперимент Евлахова крайне опасный. И наступает расплата: герой берет на себя крест чужой грешной души, потом погибает. Но тем самым он добивается цели — достигает пика своего профессионализма, обретает ту степень правды, выше которой нет.

— Почему фильм заканчивается именно так? Многие отмечают в подобном финале некую смазанность.

— Было несколько вариантов концовки, я выбрал этот метафорический финал. Потому что нет пути. Нет пути, только занавес.

— Вообще в вашем кино очень много символики и метафоричности — их и правда стоит искать в таком количестве в ваших фильмах?

— Безусловно. Символы — вряд ли, так как они поверхностны, но метафор много. Так я снимаю. Я так мыслю кинематографически.

— Для вас важна реакция публики и критиков?

— Конечно, общественное мнение очень важно. Хотя сегодня и уровень публики и критики, несомненно, низок. Зрители привыкли к коммерческому кино, их развлекают, чтобы не напрягались мозги. Я думаю, это неправильно. Художник должен понимать свою ответственность перед зрителем.

Да, во многих достойных, великих картинах есть и жестокость, и насилие, но тут важен контекст правды. Например, когда на экране мы видим войну и кровь, то тем самым мы можем обрести опыт предков, которые через эти ужасы прошли. Искусство делается не только ради того, чтобы вытягивать эмоции. Искусство воспитывает зрителя, читателя, публику. И об этой моральной стороне забывать нельзя. Рецензенты сегодня большей частью неграмотные, хотя и серьезные критики есть. Последние, кстати, хорошо отзывались о «Роли». А вообще, слава богу, есть публика, которая ходит на авторское кино. Я вот восхищаюсь зрителями на фестивале «Темные ночи» — казалось бы, такой небольшой город, а залы заполнены, и зрители смотрят фильмы до конца! Даже самые сложные и запутанные, длинные и глубокие картины.

— Многие после просмотра этого фильма на Таллинском кинофестивале спрашивали: «Зачем был снят этот фильм?». Вы знаете?

— Я снимаю кино, которое может помогать зрителям расти, давать духовное начало, я надеюсь. Скрывать не буду — убийственно сидеть в пустом зале. Если тебя смотрят, значит, ты нужен.

Знаете, Гранин после просмотра моего фильма сказал мне удивительно глубокие слова: «Почему ваш герой едет обратно в Россию — непонятно. Словно птица, которая возвращается в свое гнездо, даже если оно горит».