На экраны выходит «Телекинез» Кимберли Пирс — очередная экранизация истории про школьницу-изгоя Кэрри, которая мстит обидчикам при помощи паранормальных способностей. Автор истории — сын капитана торгового флота, бывший учитель английского языка, известный во всем мире как .

Про Кинга — или хорошо, или... очень хорошо. Право слово, человек, по книгам которого снято 90 фильмов и сериалов (или чуть меньше, но сути это не меняет), заслужил быть упомянутым в молитве любой «о нимфой». Это к тому, что в повести «УР» Кинг сделал Шекспира автором двух пьес, которых тот в реальности никогда не писал. Хотя, с другой стороны, поди пойми, где реальность, а где кошмары и видения. В случае Кинга границы практически не видны.

На самом деле людей, умеющих делать страшно, не так уж много. Писать не примитивные пугалки, а придумать сюжет, чтобы читатель, а в нашем случае еще и зритель, понял, ощутил, что все эти лужи крови и прочие ужасы порождены не извращенной фантазией автора, а природой героев, их характерами, отношениями с окружающими, — это, знаете ли, мало-мальский талант да надо иметь. А в том, что Кинг талантлив сомневаться не приходится, особенно если руководствоваться им же самим обозначенным признаком таланта: «Если вы написали что-то, за что вам прислали чек, и вы обналичили чек, а потом вы оплатили электричество этими деньгами, то я считаю, вы талантливы». Кинг знает, о чем говорит: в конце концов его романы экранизировали де Пальма и Кубрик, а это что-то значит. Из обширной фильмографии Кинга мы выбрали всего несколько фильмов, но они — яркое подтверждение того, что даже самое страшное кино может быть талантливым.

***

Роман «Кэрри» экранизирован был не единожды, самой классической экранизацией считается первая — фильм 1976 года с в главной роли. Фильм имел огромный успех в прокате, был номинирован на «Оскара», с интересом отнеслись к нему и критики. Говорили, что де Пальма снял не простой ужастик, хвалили авторов за то, что они пробуждают в зрителях сочувствие к бедной девочке, затюканной с одной стороны злобными одноклассниками, а с другой — матерью-фанатичкой. Некоторые критики усматривали в фильме общественно-социальное звучание, поскольку среди главных обидчиков героини были девушки из состоятельных семей. Нашлись и те, кто ругал режиссера, прежде всего за то, что он демонстрирует на экране все, чему его научили в киношколе.

Как бы там ни было, но успеха фильма отменить никто не мог. Сисси Спэйсек, отправляясь на кинопробы, сделала все для того, чтобы режиссер увидел в ней будущую Кэрри: намазала волосы вазелином, несколько дней не умывалась. Актрисе к тому времени было уже под тридцать, а играть нужно было школьницу. Де Пальма среди всех претенденток выбрал Сисси. Вместе с ней радовался и ее муж Джек Фиск, работавший на картине художником-постановщиком.

Было бы странно, если бы съемки фильма ужасов не сопровождались бы... ужасами. Например, Спэйсек, стремившаяся к психологической достоверности, требовала, чтобы в сцене, когда из могилы вылезает рука, ее саму, а не дублершу, закопали в землю — режиссер сдался. Во время съемок школьного бала, где Кэрри обливают свиной кровью, актриса настаивала на том, что кровь должна быть настоящая — увы, режиссер приказал принести на площадку побольше краски. Не обошлось и без несчастных случаев: когда снимали эпизод с пожарным шлангом, убивающим одну из одноклассниц-обидчиц, исполнительница роли внезапно потеряла сознание, потому что струя невероятного давления порвала ей барабанные перепонки. Но все это осталось за кадром. В кадре же — история девочки-изгоя, которая искренне хотела стать своей для окружающих, но...

***

в 1980-м снял «Сияние» по одноименному роману Кинга. Писатель-неудачник, его жена, их сын, пустая гостиница, видения, потоки крови, захлестывающие холл, дьявол, покупающий душу героя, какая-то красотка, в мгновение ока превращающаяся в зловещую старуху, топор, как орудие наказания в руках сошедшего с ума героя, в финале — окоченевший труп последнего с жуткой гримасой на лице...

Критики ругали фильм на чем свет стоит. Тем не менее «Сияние» заняло 29-е место в списке «100 самых остросюжетных американских фильмов ХХ века», в 2003-м возглавило список ста самых страшных фильмов всех времен, удерживается на верхних строчках рейтинга лучших фильмов ужасов, а согласно опросу маститого киножурнала Sight & Sound и вовсе признано одной из величайших картин в истории кино, съемки в которой, надо заметить, запомнили на всю жизнь все участники. , сыгравший главную роль писателя Джека Торренса, например, очень нравился Кубрику и категорически не нравился Кингу, утверждавшему, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актера с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого вообще несколько безумный вид. Работала съемочная группа буквально на износ. Николсон, возвращаясь со съемок, молча ложился в кровать и тут же засыпал. Актриса Шелли Дювал, игравшая жену героя, падала в обморок от перенапряжения: оно и понятно, только для сцены, где ее героиня бежит вверх по лестнице, Кубрик снял 35 дублей! Иногда он заставлял делать по 50, а то и по 70 дублей, пока однажды после сорокового один из актеров не выдержал и заплакал: «Что вы хотите, мистер Кубрик?». Сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, вообще снимали... целый год, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, кровь была похожа на настоящую. Сцену, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, снимали три дня, за которые Николсону пришлось разломать 60 массивных и тяжелых дверей. Спустя 17 лет по роману Кинга сняли мини-сериал, вполне качественный. Но Кубрик остается Кубриком...

***

Семь номинаций на «Оскар», две номинации на «Золотой глобус», номинация на «Грэмми»... «Побег из Шоушенка» снят в 1994 году Фрэнком Дарабонтом по повести Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Вице-президент банка, по обвинению в убийстве жены, оказывается в мрачной тюрьме Шоушенк, где становится объектом сексуального насилия, находит друга в лице чернокожего Рэда, участвует в финансовых махинациях начальника тюрьмы, через 20 лет отсидки засыпает сенат просьбами о расширении... тюремной библиотеки, узнает правду о настоящем убийце, и все это время пробивает, пробивает, пробивает тоннель в стене камеры, совершает побег, присваивает деньги начальника тюрьмы, пишет письмо в газету о коррупции в тюрьме, пересекает мексиканскую границу, где спустя время встречает преданного и легально вышедшего на свободу чернокожего Рэда... Весь этот экшн с элементами триллера смотрится на одном дыхании, не зря же он занимает лидирующие позиции в списках лучших фильмов всех времен по результатам зрительского голосования. Кстати, когда лет шесть тому назад двое рецидивистов совершили побег из тюрьмы усиленного режима в Нью-Джерси, газеты написали, что это было происшествие «в стиле побега из Шоушенка». Кстати, один из беглецов тоже сбежал в Мексику, где, в отличие от киногероев, был благополучно арестован.

Через шесть лет тот же Дарабонт экранизировал роман Кинга «Зеленая миля», действие которого происходит в тюрьме, где содержатся заключенные, ожидающие казни на электрическом стуле. Фильм получил четыре номинации на «Оскар», в общей сложности 13 разных наград и признан одной из самых культовых мистических лент. Критиков и зрителей тронуло удивительное сочетание сентиментальности, жестокости и удивительно добрый финал, что редкость для этого жанра.


А еще...

  • В 1986-м «Киевнаучфильм» выпустил рисованный мультипликационный фильм для взрослых «Сражение»с элементами боевика, триллера и фантастики, снятый по рассказу Кинга «Поле боя».
  • В 2000-м на экраны вышла короткометражный триллер «Паранойя» — экранизация... стихотворения Кинга «Заклятие параноика».
  • В 1986-м на экраны вышел фантастический триллер «Максимальное ускорение», экранизация рассказа Стивена Кинга «Грузовики». Режиссером и сценаристом выступил сам писатель.
  • В фильме «Кладбище домашних животных» и четырехсерийном телефильме «Противостояние», также экранизациях его книг, писатель снимался в небольших ролях.