«Банда Пикассо» — совместная лента итальянских и французских кинематографистов, основанная на реальных событиях 1911 года, когда по обвинению в краже из Лувра «Джоконды» были арестованы художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Повод вспомнить о «кинематографической судьбе» великого испанца.

И это все о нем?!

«Пачкун», «лупоглазый коротышка», «хороший мастер», «геометрический мазила», «плохой человек», «лучший художник за последние 100 лет» — эпитетов, приятных и таких, услышав которые не грех и застрелиться, у него не меньше, чем имен, данных при крещении. А наречен он был так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Да-да, это тот самый Пабло Пикассо, которого эксперты называют самым дорогим художником и чьи полотна пользуются наибольшей популярностью среди музейных воров.

Ровного отношения к Пикассо нет. Его или боготворят, или ненавидят всеми фибрами души. Как знать, может, не так уж он был неправ, когда говорил после очередного посещения парикмахерской: «Волосы с моей головы, даже отделяясь от меня, — так же божественны, как и я сам». Скромностью великий Пабло не болел. И, вообще, был человеком непростым — как и полагается гению, главным считал творчество, за ним и людей часто не замечал, порой невыносимым — в долг никому не давал, но с гения какой спрос, временами он отвратительным — его эгоизм зашкаливал настолько, что он даже на собственных детей, когда те болели, не желал тратиться. И все же...

И все же, даже если бы за свою долгую жизнь он создал только «Гернику» и «Девочку на шаре», этого было бы достаточно для того, чтобы признать почти божественное происхождение этого маленького, ростом 158 см, человека, обладавшего исключительной работоспособностью, невероятным магнетизмом и фантастической притягательностью. И прожившего интереснейшую жизнь. Было бы странно, если бы кинематографисты прошли мимо такой личности и судьбы. Они и не прошли.

Гений в шортах

Впервые на киноэкране великий Пабло появился в 1956 году в документальном фильме своего давнего знакомца «Тайна Пикассо». У Клуазо была мечта проникнуть в тайны создания шедевра, понять, что же происходит в голове художника в тот момент, когда он работает над произведением, которому суждено стать бессмертным. Пабло для этой цели подходил как никто другой. В итоге целых 78 минут зритель наблюдал за работой гения, который в шортах и по пояс голый прямо в кадре создавал эскизы, уничтожал их, переосмысливал замысел и начинал сначала. Вердикт критиков был неутешителен: нельзя понять, как в в голове творца рождается шедевр, невозможно раскрыть секреты гения. Говорят, что и сам Клуазо понял: невозможно постичь непостижимое. Тем не менее, на Каннском фестивале фильму присудили специальный приз. Споры о фильме Клуазо, между прочим, не утихают до сих пор. Через четыре года другой гений, , снял во Франции поэтически-философскую притчу «Завещание Орфея». На экране — Кокто, сюрреалистические полотна его друга Пикассо и в эпизоде Пабло собственной персоной.

Кадр из фильма «Банда Пикассо».

«Быть тебе папой римским, сынок!»

Неизвестно, рискнул бы швед взяться за фильм о Пикассо, если бы тот в апреле 1973-го в возрасте 91 года не ушел в мир иной. А так руки у забавника Таге и его соавтора оказались развязаны до такой степени, что они умудрились снять о жизни великого испанца... комедию. Поначалу, правда, собирались делать кино о судьбе Моцарта, но потом решили, что жизнь Амадея была не слишком длинна для полноценной истории. В 1978-м на экраны Швеции вышли «Приключения Пикассо». Начиналась лента цитатой: «Если ты изберешь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, станешь папой,— говорила мне мать. Но я избрал путь художника и стал Пикассо». В фильме, рассказывающем историю Пикассо с детских лет и до смерти, много гэгов, безумно смешных ситуаций и положений. Кадр густо населен историческими персонажами — Аполлинер, Дали, Дягилев, Рембрандт, Черчилль, Гитлер... Актеры говорят на языке своих персонажей — просто «Новый Вавилон» какой-то: речь английская, немецкая, русская, французская... Мадрид, Нью-Йорк,Париж снимали — ха-ха! — на одной и той же улице небольшого шведского городка. На родине фильм имел большой успех и был награжден призами. В Европе фильм не показали из-за небольшого коммерческого потенциала, как объяснили прокатчики. Но, сдается, дело было вовсе не в коммерции: снять — о, ужас! — фарс, где на экране бродит толпа великих и посвященных — это знаете ли... Ну просто черт знает что!

Про пуделей и женщин

Разумеется, киношников очень занимали отношения художника с женщинами. Которые, как известно, были весьма своеобразными, а по-другому и быть не могло в случае с мужчиной, однажды заявившим: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Это он, мягко говоря, привирал: границу между богиней и тряпкой соблюдал не слишком тщательно. А в ответ на упреки в изменах заявлял: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах».

Разумеется, появилась книга некой А. С. Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель», где художник предстал скорее разрушителем, тираном, дельцом, нежели созидателем. А в 96-м вышел американский фильм «Прожить жизнь с Пикассо», снятый по мотивам книги. Лента получилась не менее тенденциозной, чем первоисточник. Даже в роли Пикассо не спас. На экране — самоуверенный болтун, то раздражающийся, то строящий рожи, без печати вдохновения на челе, — за что любили его женщины, умные, красивые, талантливые? Для одних Пабло остался на всю жизнь единственным мужчиной, другие не сумели пережить расставание с ним. Авторы же ограничились довольно пошлым и предвзятым описанием любовной жизни гения, дав понять, что любить иных — тяжелый крест.

Кадр из фильма «Прожить жизнь с Пикассо».

С большим пиететом подошли к теме земляки художника — испанские кинематографисты. В 2004 году на экраны вышел фильм Луиса Мамерто Лопез-Тапиа «Пикассо. 8 историй о любви». Рассказывается в нем о музах Пабло Пикассо, даривших художнику любовь и вдохновение. Первая муза Фердинанда Оливье, до конца дней хранившая скромный презент Пабло — зеркальце, именно в период их любви создал Пикассо свою «Девочку на шаре». Русская балерина Ольга Хохлова, мать его сына Поля, с которой он думал прожить всю жизнь. Мария-Тереза Вальтер — с ее именем связаны шедевры «Обнаженная в кресле», «Девушка перед зеркалом. Дора Маа — вместе с ней Пабло работал над «Герникой». Жаклин Рок, последняя муза, оградившая Пабло от суеты и неурядиц... Это фильм не столько о Пикассо, сколько о женщинах, любивших его, любимых им. «Любовь — лучший восстановитель», — говорил Пикассо.


И еще...

  • В 2004-м вышел фильм «Модильяни», где одной из тем было отчаянное соперничество между художниками.
  • В 2011-м Вуди Аллен снял ленту «Полночь в Париже», герой которой, романтик и писатель, приезжает в Париж и попадает в 20-е годы прошлого века. Встречаясь с супругами Фицджеральд, Хемингуэем, Пикассо, он понимает, что хочет навсегда остаться в том времени.
  • В 2012-м в России был снят телевизионный художественно-публицистический фильмом «Глаз Божий», где Пикассо предстал в исполнении сразу двух непрофессиональных актеров: молодого Пабло сыграл музыкант , зрелого — телеведущий и журналист... Владимир Познер.