ПОИСК
Ирина Марчук
27 сентября 2013

Николас Мэйсон: «"Оскар" — не более чем лекарство от бессонницы»

Николас Мэйсон — основатель Манхэттенского, самого зрительского, кинофестиваля — в преддверии нового смотра, который пройдет в Петербурге с 29 сентября по 6 октября, поделился с VashDosug.ru планами фестиваля, мнением по поводу «Оскара» и российских фильмов.

- Чего вы ждете от фестиваля в этом году?

- Я все время от него чего-то жду, а он все растет и растет. Для меня этот год — лучший из всех, что у нас были. В этот раз нам удалось порадовать зрителей всех поколений — от 16 до 80. Я не вижу в программе никаких слабых моментов, впрочем, я их не видел и в прошлые годы.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при отборе финалистов? Приходилось ли вам жалеть, что можете представить публике ограниченное число фильмов?

- Все зависит от того, насколько фильмы сочетаются друг с другом. Главное — найти баланс и идеальную концовку. Нет никакой разницы — готовить еду или писать сценарий, главное — соблюдать баланс, и в конце каждого фестиваля я хочу услышать от зрителей: «Я хочу посмотреть еще один фильм!» или «Я хочу еще раз это увидеть». Я всегда считал, что «лучше меньше, да лучше», и хочу, чтобы зрители запомнили лучший фильм.

- Расскажите о номинантах из стран, которые впервые участвуют в фестивале. Какие страны в этом году присоединились к голосованию?

- Точно не помню, каждый год появляются новые страны, новые города. Фестиваль начинает обживаться в крупных кинотеатрах, в США мы уже достойно конкурируем с голливудскими блокбастерами. В Австралии мы работаем с «Хойтс Синемас», крупнейшей сетью в стране. Не скажу точно, какие новые страны появились, но в тех странах, где мы уже были, задействовано еще больше кинотеатров.

- Есть ли фильм из прошлых фестивалей, который вам хотелось бы пересмотреть? Назовите несколько своих любимых фильмов. Есть ли какие-нибудь актеры, режиссеры, или страны, о которых вы бы хотели особо упомянуть?

- Когда я смотрю короткометражку, я смотрю ее глазами зрителей. Я не влюбляюсь в фильм лично, как это часто происходит с людьми. Я влюбляюсь в него, потому что знаю аудиторию, которая в него влюбится. Например, в программу этого года я отобрал фильм «Я огромный шар печали», который, как мне кажется, найдет отклик в молодежной аудитории в России, в то время как аудитория Мэна, или Нью-Хэмпшира или Флориды его явно не примет. Понравился ли мне этот фильм? Понятия не имею, но, когда я его смотрел, я видел перед собой этих молодых русских, которые писали мне в своей чудесной анархистской манере, и я понимал, что им фильм понравится. Так что, у меня нет любимых фильмов, у меня есть любимые аудитории, и российская — среди них.

- В прошлом году в программе Манхэттенского фестиваля впервые был представлен российский фильм — «Куда течет море» Виталия Салтыкова. В этом году были заявки от российских режиссеров? Что вы можете о них сказать?

- Когда я впервые посмотрел фильм и увидел актрису — — я подумал: «Ух ты, эта девушка всем даст фору». Я понятия не имел, что она знаменита. Я просто хотел показать ее американской и австралийской аудитории. Я связался с режиссером, и сказал, что надо немного перемонтировать фильм, сделать его короче. Самая большая проблема с фильмами из России, впрочем, как и с любыми короткометражными фильмами, это неизменные вопросы режиссеров: «Это короткометражный или художественный фильм?» И большинство режиссеров так и застревают на этих вопросах. «Краткость — сестра таланта», — это ваш классик говорил лет 100 назад, вот о чем мне всегда хочется им напомнить, и о том, что, когда монтируешь фильм, надо все время себя спрашивать: «О чем он?», потому что они столько всего хотят уместить в одну кинокартину... В коротком метре этого не нужно, чем скорее дойдешь до конца, тем лучше. Что бы вам хотелось услышать от зрителей после просмотра — «Я хочу посмотреть его еще раз!» или «Слава Богу, он кончился, надо срочно выпить пива!»?.. А после просмотра российских короткометражек я, чаще всего, говорю последнее.

- В этом году зрители будут выбирать лучшего исполнителя главной роли. Не значит ли это, что Манхэттенский фестиваль становится чем-то вроде «Оскара»?

- Во-первых, давайте сразу кое-что уточним. Я не знаю ничего более лживого, более оторванного от реального мира, чем «Оскар». Я достаточно понаблюдал эту организацию. Оскаровская номинация за лучшую короткометражку — просто смех. Там все лживо — и отбор, и награждение, а то, что объявление победителя прерывается двумя рекламными паузами — это просто преступление. Так что «Оскар» за лучшую короткометражку — это как еще один вид спорта на Олимпийских играх, можно продать рекламодателю еще пару рекламных пауз. Короткометражные фильмы оцениваются специальной комиссией. То есть, если бы мы с вами и с Мариной (Ред.: Марина Штауденманн — директор фестивального агентсва Tour de Film) стали членами жюри, отсмотрели бы 20 фильмов и назвали какой-то фильм лучшим, то он мог бы номинироваться на «Оскар», однако 10 фильмов, которые оценивали 100 тысяч любителей кино на шести континентах, на «Оскар» не примут. То, что организаторы «Оскара» не расценивают зрителей как заслуживающее доверия жюри, только показывает, насколько они оторваны от жизни. В Америке есть телевизионные конкурсы для музыкантов-любителей, их оценивает публика, голосует с помощью телетекста, теперь эти шоу идут по всему миру. И молодые музыканты, которые в них побеждают, на следующий год получают «Грэмми». Короткометражный фильм — это визитная карточка режиссера, возможность показать, что он может делать, и я считаю, что никто не в состоянии оценить его лучше, чем люди, которые приходят в кинотеатр. И «Оскару» следует отдать номинацию за лучший короткометражный фильм на суд зрителей. Им это пойдет только на пользу, сегодня их телевизионные церемонии — не более чем лекарство от бессонницы. Я не думаю, что Манхэттенский фестиваль когда-либо будет упоминаться в связи с «Оскаром» или ассоциироваться с ним, потому что, на мой взгляд, отношение этой премии к зрителю оскорбительно и унизительно. Номинация «Лучший исполнитель главной роли» — это прекрасная возможность для актеров, и мне хотелось им эту возможность предоставить.

- Какие инновации нас ожидают на следующих фестивалях?

- На будущий год я хочу провести показы в тех же странах, хотя надеюсь, что к ним прибавится Ближний Восток, чтобы люди увидели фестиваль в тот же день, в то же время, в тот же час.

- Каждый год перед фестивалем вы отсматриваете более 500 фильмов, наверняка вы уже раскрыли секрет победы в конкурсе?

- Зрители любят симпатичных детишек и умных собачек. Так что дети и животные побеждают почти всегда.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в прокате

с 25 мая | США, в кино с 25 мая, 124 к/т, боевик, комедия, приключения, фэнтези с 25 мая

с 11 мая | США, 2017, 165 к/т, боевик, драма, приключения, фэнтези с 11 мая

Гай Ричи добавил в британский эпос драконов и изрядную дозу адреналина.

с 18 мая | США, 2017, 163 к/т, боевик, приключения, триллер, ужасы, фантастика с 18 мая

Чужой возвращается к корням.

с 18 мая | Канада, США, 2016, 90 к/т, драма с 18 мая

Нравоучительная драма с Джерардом Батлером.

с 27 апр | США, ОАЭ, 2017, 5 к/т, драма, триллер, фантастика с 27 апр

Антиутопия о том, что интернет-прозрачность не приведет ни к чему хорошему.

с 4 мая | Китай, США, 2016, 60 к/т, комедия, мультипликационный, семейный с 4 мая

Самый дорогой китайский мультфильм.

с 11 мая | Россия, 2017, 154 к/т, драма с 11 мая

«Черный лебедь» в Большом.

с 11 мая | США, 2017, 127 к/т, детектив, ужасы с 11 мая

Ударный хоррор на тему расизма.

с 18 мая | Италия, США, 2017, 53 к/т, детектив, драма, триллер с 18 мая

Смурная, но красивая драма с тосканскими видами и звездой «Игры престолов».

с 18 мая | Бельгия, Германия, Люксембург, Норвегия, 2017, 149 к/т, мультипликационный, приключения с 18 мая

Немецкий мульт про храброго воробья — маленького, но гордого.

с 18 мая | США, 2016, 44 к/т, комедия, мелодрама с 18 мая

Живописная комедия о Франции с блистательной Дайан Лэйн.

с 18 мая | Великобритания, Россия, США, Украина, 2016, 17 к/т, документальный, биография с 18 мая

Документальный портрет феноменального артиста балета, Сергея Полунина.