12 сентября в прокат выходит документальная картина о жизни Джерома Селинджера, автора нашумевшего романа «Над пропастью во ржи».

Со временем писатель стал затворником, перестал печататься, давать интервью и всячески ограничил контакты с внешним миром, он посвящал свое время духовным практикам и писал исключительно для себя, поэтому для современников и потомков его фигура весьма таинственна. Это первый фильм, который позволит познакомится с классиком чуть ближе: родные, актеры, критики, лично знакомые с Сэлинджером, рассказывают все, что знают о нем.

VashDosug.ru решил воспользоваться случаем и вспомнить другие не менее значимые байопики об известных литераторах разных эпох.

«Уайльд»

Англичане не смогли противостоять соблазну снять картину, обнажающую непростую судьбу английского блистательного прозаика и драматурга Оскара Уайльда. Лента «Уайльд» приоткрывает завесу его интимной и творческой жизни. Здесь показана история написания его триумфального романа «Портрет Дориана Грея», как собственно и любовная связь с оным и прочими мужчинами. Но кульминацией истории становится знакомство Уайльда с молодым лордом Альфредом Дугласом по прозвищу «Босси». Избалованный, самовлюбленный мальчишка пленяет своей дерзостью стареющего аристократа, да так, что тот уже не в силах контролировать свои чувства и эмоции. Уайльд хотел прожить свою жизнь, не надевая маски, за что и поплатился: он был растерзан и унижен толпой, ради которой жил и творил.

удалось воплотить аристократический образ и достоверно передать его нетерпимость к лицемерию — главной болезни общества викторианской эпохи. А в роли красивого капризного мальчишки, знающего себе цену, пришелся как нельзя кстати.

«Часы»

Биография другой известной английской писательницы так же не осталась без внимания. В картине «Часы» , ранее прославившегося благодаря картине «Билли Эллиот», описана жизнь Вирджинии Вулф через призму трех, на первый взгляд, несвязанных историй.

В первой — речь идет о самой Вулф в период написания ею романа «Миссис Дэллоуэй» и ее отчаянных попытках свести счеты с жизнью. Во второй новелле рассказывается о молодой домохозяйке Ларе Браун, уставшей от рутины и безмятежной жизни с нелюбимым мужем в Лос-Анджелесе 50-х годов, которая находит выход из ситуации на страницах вышеупомянутого романа. Героиню последней современной истории, Клариссу Воган, с главным персонажем книги «Миссис Дэллоуэй» объединяют не только имена, но и схожие обстоятельства: в момент отчаяния обе устраивают подобие праздника. Воган — для своего друга больного СПИДом, Дэллоуэй — для мужа — перед тем как покинуть свою семью.

В общей сложности фильм «Часы» получил около 30 наград, выдвигался на «Оскар» в девяти номинациях, а почетная награда досталась за роль Вирджинии Вулф, ради которой она научилась писать правой рукой, хотя сама левша.

«Айрис»

Британский кинематограф не мог обойти стороной и трогательную историю подлинной любви длинною в жизнь. В 2001 году были экранизированы мемуары Джона Бейли, мужа Айрис Мердок, где он описал 40 лет их семейной жизни, и, в частности тот сложный период, когда известная писательница страдала болезнью Альцгеймера. История Айрис рассказана с юных лет: роль молодой оксфордской преподавательницы исполняет Кейт Уинслет, а зрелую романистку играет Джуди Денч. Повествование в картине ведется от имени ее супруга, который ухаживал за своей женой и не оставлял ее один на один с безжалостно прогрессирующей болезнью.

На премию «Оскар» за роль Айрис номинировались и и . Это был второй прецедент в истории кинопремии, как и, к слову сказать, в карьере Уинслет (после «Титаника»), когда две актрисы выдвигаются на премию за роль одного и того же героя, но в разных возрастных категориях. Однако актерская игра Джима Бродбента, который исполнил роль супруга писательницы, должно быть, показалась критикам более убедительной — и именно он удостоился этой почтенной награды.

«Джейн Остин»

Еще об одной истории любви, незнающей границ, повествует картина «Джейн Остин», сюжет которой основан на письмах романистки. Несмотря на то, что эта история разворачивается в далеком ХVIII веке, подобная проблематика актуальна и по сей день. Будучи рожденной в бедной семье, Джейн должна найти состоятельного жениха, чтобы обеспечить себе достойное существование. Но что делать романтичной девушке, страстно жаждущей настоящей любви, и не желающей выходить замуж по расчету? Однажды на ее пути появляется заносчивый, дерзкий транжира и гуляка Томас Лефрой, которому чужда романтика, да и в принципе серьезные чувства. Однако именно он сможет пробудить в Остин настоящую любовь. Вопреки законам жанра эта история имеет печальный конец. Они никогда не смогут быть вместе, но Джейн будет до конца своих дней хранить ему верность и не соединит свою судьбу ни с одним мужчиной.

«Первую леди» английской литературы, как называют Джейн Остин, сыграла Энн Хэтэуэй, и эта роль стала первой для нее серьезной самостоятельной работой, в которой она смогла проявить себя и как драматическая актриса, после череды ролей в семейных комедиях.

«Капоте»

Биография американского писателя-прозаика Трумэна Капоте была также экранизирована. Режиссеру Беннету Миллеру показался наиболее интересным тот период в жизни писателя, когда он работал над журналистским расследованием жестокого убийства семьи фермера. Эти наблюдения затем легли в основу его произведения «Хладнокровное убийство», которое коренным образом повлияло не только на творчество писателя, но и привело к переосмыслению его собственной жизни.

Однажды Капоте видит в газете сенсационную новость о жестоком убийстве четырех человек, и заручившись помощью подруги детства Харпер Ли, по совместительству автора нашумевшего бестселлера «Убить пересмешника», отправляется на переговоры с задержанными преступниками. Поначалу ему удается держать себя скромно и равнодушно по отношению к ним, но затем он с каждым днем все больше и больше к ним привязывается. Он неистово пытается выведать скрытые мотивы содеянного, но в конечном счете понимает, что между ним — эксцентричным аристократом и интеллектуалом — и этими неотесанными варварами слишком много общего. Но неспособность облегчить участь своих протеже вгоняет его в сильную депрессию.

«Последнее воскресение»

Вслед за многочисленными экранизациями «Анны Карениной» и «Войны и мира» было бы справедливо представить миру и байопик о жизни величайшего писателя Льва Николаевича Толстого, пусть и не в исполнении российских режиссеров.

Картина «Последнее воскресение» — о душевных терзаниях писателя, которым он придавался в последний период жизни, о бесконечных спорах со своей женой Софьей Андреевной и о беспрекословной вере в идеалы, которые он так отчаянно пытался привить народу и за которые боролся до последнего вздоха.

Публика приняла фильм радушно благодаря блестящей игре и , которая была отмечена многочисленными номинациями.