33–летний канадский режиссер родом из Южной Африки заявил о себе четыре года назад провокационным «Районом № 9». 8 августа в прокат выходит его антиутопия «Элизиум». В новой картине Бломкамп верен себе: фантастический боевик замешан на социальных реалиях наших дней, в нем минимум компьютерной графики и максимум правдоподобия. Однако есть и новация — если в «Районе № 9» Бломкамп обошелся без звезд, то в истории про мир, расколовшийся на «чистых» и «нечистых», играют Мэтт Дэймон и Джоди Фостер. Почему он снимает такое кино, и почему позвал именитых актеров, рассказывает сам режиссер.

- Нил, судя по «Элизиуму», вас смело можно записывать в разряд «социальных» режиссеров.

- Пожалуй. В каком-то смысле «Элизиум» продолжает тему «Района № 9». Тот фильм был аллегорией апартеида, он рассказывал о расизме, который все еще жив в нас. Я до 18 лет жил в ЮАР, и в моем классе было полно белых парней, чьи родители не разрешали общаться с черными детьми. То возмущение, которое я тогда испытывал, я выразил в «Районе № 9». А потом я попал в Канаду и меня поразило, насколько эта страна отлична от третьего мира, откуда я приехал. И об этом — о невероятном разрыве между богатыми и бедными — «Элизиум». Так что, как видите, я снимаю кино на те темы, которые меня действительно волнуют. И хотя в «Элизиуме» действие происходит в 2154 году, на самом деле, это «снимок» сегодняшнего дня. Посмотрите вокруг — и вы убедитесь в этом, не стройте иллюзий только потому, что вам посчастливилось не столкнуться с чудовищной нищетой непосредственно. Поверьте, разница между этими двумя мирами такая же, как между благополучной станцией Элизиум и полуразрушенной, разоренной Землей.

- Увы, в кино далекое будущее чаще всего представляется именно в таком темном свете…

- Не могу говорить за других художников, мне же, действительно, наше будущее рисуется в весьма мрачных красках. Как изменить мир к лучшему, я не знаю. Поэтому ни к чему не призываю, а просто демонстрирую свою позицию. Вспомните фильм «Звездный десант», который он снял в 1997 году, — это же невероятная сатира на американское общество. И что? Что-то изменилось после того, как фильм вышел на экраны? Нет. Так что при всей резкости, провокационности даже лучшие научно-фантастические фильмы лишь отражают ситуацию, но не меняют ее. Но и не надо, кстати, ждать чего-то большего от кино. Люди приходят смотреть его, чтобы хорошо провести время, поесть попкорн, а не заводиться на какие-то революционные шаги. Если вы хотите что-то изменить, надо идти в парламент, в ООН, а не снимать кино.  

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле».

- На темы, которые вас так волнуют, можно было снимать просто социальное кино, вы же предпочитаете жанр научной фантастики.

- Ну, как всегда, все коренится в детских впечатлениях. Недалеко от Дурбана есть курорт Умшланга, и я помню, как все собирались на пляж, а я сказывался больным и тайком смотрел «Чужого» . Я просто не мог оторваться от созерцания того, что происходило на экране. Потом, также тайком — родители не разрешали мне смотреть такое кино, — я засматривался «Чужими» . Тогда я, конечно, не думал: о, стану режиссером и буду снимать такое кино, для этого я был слишком мал. Но во всяком случае, я испытал какое-то странное чувство предвкушения, предвидения… Не знаю, как это объяснить. Короче, я понял, что это мне здорово нравится, и я хочу в этом участвовать. Я исписывал все свои тетрадки рисунками космических кораблей, инопланетян, фантастического оружия. С этого все и началось. Кстати, до сих пор я обожаю пересматривать старые научно-фантастические фильмы. Кроме тех первых двух картин, мои фавориты — и «Терминатор», и «Звездные войны», особенно «Империя наносит ответный удар». Став старше, я понял, что этот жанр позволяет нестандартно взглянуть на проблемы человеческой психологии или проблемы социума. Забавно, что многие мои приятели даже не подозревали, что я фанат такого кино. Они видели во мне парня, которого интересует только спорт. И интересно было поговорить с некоторыми из них после того, как вышел «Район № 9». Мне нравится удивлять людей, слишком уж они стараются загнать и свою, и чужую жизнь в клише…

- Вы позвали и , чем удивили многих ваших поклонников, убежденных, что вы принципиально не будете снимать звезд, о чем вы и говорили, презентуя «Район № 9».

- Как известно, никогда не говори «никогда». Но я действительно не был «заточен» на то, чтобы снимать кино непременно со звездами. Я не из тех режиссеров, которые снимают фильмы только ради того, чтобы быть частью Голливуда. Такие режиссеры сами хотят быть звездами. Для меня самое важное — это возможность передать идеи, мысли, которые меня будоражат и здесь не важно, насколько звучно имя актера.

Но с другой стороны, нельзя не признать, что большинство звезд, действительно, отличные актеры. И о Мэтте я думал давно, именно потому, что он классный актер. И мне казалось, ему может понравиться идея сняться в фантастическом кино. Так и оказалось. На нашу первую с ним встречу в кафе я принес все свои графические разработки: как будет выглядеть мир в фильме, какое оружие будет в ходу. И, надо признаться, он впечатлился, к моему счастью…

- А Джоди Фостер?

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле».

- Это вообще отдельная история. Изначально ее роль была мужской. Но однажды ночью я проснулся с мыслью: «Хм, а что если бы эта была женщина? Ведь было бы круче!» Еще не очень веря в правильность этого решения, я все же стал просматривать список актрис, которые могли бы подойти на эту роль, пока, наконец не наткнулся на имя Джоди Фостер.

- Вы-то выбрали актрису, а актриса легко согласилась на съемки в «Элизиуме»?

- Мне здорово повезло, она прежде смотрела «Район № 9» и, оказывается, хотела сняться в подобном фильме, как, кстати, и Мэтт Дэймон. Так что, к счастью, не пришлось никого уговаривать. И хочу сказать, она потрясающий профессионал — никаких капризов, никаких амбиций. Она приходила на съемочную площадку в буквальном смысле по часам. Она опоздала лишь раз — на самую нашу первую встречу, и вы не представляете себе, как долго она извинялась! Не спорила со мной — мол, она в кино «собаку съела», знает, как выигрышнее можно эту сцену подать. Нет, она абсолютно послушна воле режиссера, признаюсь, от голливудской звезды я этого не ожидал.

- Насколько я знаю, вы снимали «Элизиум» в том числе и в таком неприглядном месте, как мусорная свалка Мехико. А ведь можно было прибегнуть к помощи хромакея.

- Нет, я ненавижу зеленый экран, хотя он и пришел в кино из мира визуальных эффектов! Мне кажется, самое худшее, что может быть в кино, — это съемка актера на фоне зеленого экрана, когда он пытается что-то изобразить, а не реально прожить. Одно дело — ты находишься в павильоне и только делаешь вид, что тебя тошнит от того, как смердит эта свалка, а другое дело — ты в самом деле задыхаешься от вони. И, к слову, об актерах. Да, Мэтт Дэймон — суперзвезда, но прежде всего, он суперпрофессионал. Когда он понял, в каких тяжелых условиях ему придется сниматься, он не сказал ничего, а просто выполнял свою работу, задыхаясь от вони, страдая и от палящего солнца, и от жуткой влажности, исходящей от канализации. Так вот, мне чрезвычайно важно добиться максимально возможной достоверности на экране. Поэтому Земля в нашем фильме и спустя 150 лет абсолютно узнаваема, такую обветшалость, разруху вы и сегодня можете увидеть в некоторых самых бедных частях Африки. И космическая станция Элизиум тоже лишена каких-то немыслимых деталей «из будущего», которые свойственны дурным научно-фантастическим фильмам. Конечно, мы не можем предугадать, как будет выглядеть 150 лет спустя и наша планета, и возможные космические станции, но зритель-то смотрит кино сегодня и должен верить в то, что видит, исходя из своих знаний.

Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR.