Австрийский кинематографист в конце июня представил в рамках ММКФ заключенную часть своей трилогии «Рай» под названием «Рай: Надежда». А в общедоступном российском прокате фильм появится 8 августа.

Уже по ранним документальным фильмах видно, что Зайдля интересуют животрепещущие темы. В одной из картин он исследует психологию австрийских мужчин, которые предпочитают жениться на филиппинках или тайках («Последние мужчины»). Тема следующей работы — нездоровая привязанность хозяев к домашним питомцам, связанная, по мнению режиссера, с разобщенностью людей в современном обществе («Животная любовь»). Позже Зайдль снимет фильм «Модели», где с удивительной точностью покажет закулисье модельного бизнеса.

Дебютом Зайдля в художественном кино стал фильм «Собачья жара», за который он получил «Особый приз жюри» и, благодаря ему, превратился из малоизвестного постановщика в заметную фигуру. Затем кинорежиссер возвращается к документалистике и снимает картину «Иисус, ты знаешь», где беспристрастно фиксирует на камеру мольбы прихожан ко Всевышнему. Номинантом 2007 года на «Золотую пальмовую ветвь» стала драма, снятая, опять же, в документальном духе, — «Импорт-экспорт». Это две непересекающиеся истории про молодых людей, которые пытаются как-то устроить свою жизнь в эмиграции. Крушение иллюзий неизбежно, и Зайдль, в свойственной ему манере, окунает героев в жестокую реальность.

Религия и сексуальность — главные лейтмотивы творчества Зайдля, которые в полной мере отражены в его скандальном цикле «Рай», сотоящем из трех частей: «Рай: Любовь», «Рай: Вера» и «Рай: Надежда». Имена святых благодетельниц — Веры, Надежды, Любви, —выбраны не случайно, да и случайного у Зайдля не бывает. В одном из интервью автор объясняет название так: «Это основные постулаты христианства. Я вырос в религиозной семье, посещал католическую школу-интернат. Христианство повлияло на мое развитие в детстве и юношестве, но если тогда я его отвергал, что во многом связано не с самим христианством, а с его преподаванием в школе и со «средневековыми» методами воспитания детей в интернате, то сейчас... Сейчас его нравственные основы дают мне силу и вдохновение для работы и размышлений о моих героях...»

«Рай: Любовь»

Конечно, слово «любовь» присутствует в заголовке лишь для того, чтобы показать насколько люди и герои фильма далеки от этого чувства. Терезе 50 лет, и она в одиночку растит дочь, про личную она давно забыла. На отдых она отправляется в Кению, где ее ждут сексуальные приключения. Таких, как она, кенийские мужчины называют «сахарными мамочками» и делают все, чтобы выклянчить из них побольше денег в обмен на псевдолюбовь. Ну, а списанные со счетов европейские женщины и рады обманываться. Продолжительный хронометраж позволяет автору познакомить зрителя во всех деталях с процветающим, особенно в странах третьего мира, секс-туризмом. Желание любви по Зайдлю стоит в одном ряду с животными инстинктами, которые он считает скорее естественными, чем низменными. А здесь все герои честны, каждый из партнеров получает то, что хочет: она — удовольствие, он — деньги. Потому возникающая моментами жалость к героине быстротечна.

Кстати, в процессе подготовки съемок режиссеру пришлось пообщаться с профессиональными бич-боями, которые впоследствии и были приглашены на роли в картине.

«Рай: Вера»

Героиня второго провокационного фильма Анна-Мария, сестра Терезы, одержима верой, она видит бога не только своим наставником, но и мужем, и любовником. Взяв на себя миссию проповедника, навещает жителей Вены, убеждая в необходимости жить по законам священного писания. Фанатично следуя своим убеждениям, она истязает себя плеткой и ползает по дому в веригах, сбивая колени в кровь. Религиозный конфликт усиливается, когда спустя годы отсутствия появляется муж, который теперь прикован инвалидному креслу. Он — мусульманин, раньше это им не мешало, но теперь...

Специально для картины «Рай: Вера» режиссер беседовал с верующими католиками и «история развивалась по мере встреч с самыми разными людьми. Мы с (исполнительницей главной роли — Прим. Авт.) ходили вместе с ними по квартирам, параллельно дискутируя с неверующими и расспрашивая проповедников о том, чем для них является вера и как они к ней пришли. Марии все это далось очень тяжело, так как она сама получила католическое воспитание, а потом тяжело и долго пыталась его преодолеть. Моя задача состояла в том, чтобы ей помочь, и время от времени я выдвигал разные идеи: почему бы не пожить в монастыре или не поголодать?»

«Рай: Надежда»

Пока мама «покупает» любовь, а тетя неистово молится богу, 13-летняя Мелани отправляется в лагерь для детей, страдающих избыточным весом, где ее ждут не меньшие страсти. Диетическое питание и спортивный режим не мешают подросткам развлекаться: по ночам они «сражаются» подушками и соревнуются в том, кто больше выпьет спиртного на местной дискотеке.  

Но главное событие лета — влюбленность Мелани в директора лагеря, который старше нее почти в три раза. Режиссер верен себе и в новой картине он снова обращается к темам любви, сексуальности, похоти, страсти, физиологии, на этот раз исследуя их с точки зрения девочки-подростка.

Пожалуй, наиболее точно выражает суть творчества Ульриха Зайдля его тезис: «Своими фильмами я стремлюсь не развлекать людей, а взволновать их, даже задеть за живое. Я хочу, чтобы зрители в кинотеатре посмотрели в лицо самим себе».