Начало XXI века не без оснований называют эрой 3D-кино: во всем мире ежегодно открываются кинотеатры, поддерживающие 3D-формат, создаются десятки стереофильмов и 3D-ремейки на уже прославившиеся 2D-картины. VashDosug.ru проследил историю 3D и нашел немало интересного.

Фото: www.hqoboi.com

На протяжении своего более чем векового существования киноискусство претерпело множество изменений: немое кино превратилось в звуковое, черно-белые фильмы сменились цветными, а с приходом цифровых технологий визуальные спецэффекты оказались способными воплощать в реальность даже самые нереальные фантазии. В воздухе явно витает ощущение того, что будущее уже не за горами и скоро мы увидим нечто совершенно грандиозное. Сегодня, как правило, эти надежды связывают со стереофильмами, вызывающими у зрителей иллюзию объемности изображения, или, проще говоря, с 3D-кино.

3D-кино сегодня

Начало XXI века не без оснований называют эрой 3D-кино: во всем мире ежегодно открываются кинотеатры, поддерживающие 3D-формат, создаются десятки стереофильмов и 3D-ремейки на уже прославившиеся 2D-картины. К слову сказать, такой перевод — удовольствие не из дешевых: его стоимость может достигать более ста двадцати тысяч долларов за одну минуту экранного времени!

Популярность 3D-формата во многом обусловлена тем, что сегодня это один из эффективнейших способов привлечь зрителей в кинотеатры и повысить кассовые сборы кинолент. Ведь не для кого не секрет, что гораздо проще скачать фильм из интернета и посмотреть его дома бесплатно, чем отдавать деньги за большой экран. Другое дело стереокино: домашние системы 3D-видения пока еще остаются в разряде дорогой экзотики. Кстати, в эпоху экономического кризиса именно 3D-формат привел к мировому росту кинопосещаемости. Точнее причиной этого стал успех одного фильма — «Аватара» .

«Аватар»

В начале XXI века было создано уже немало стереокартин, но «Аватар» впервые показал, на какие невероятные возможности способно 3D-кино, даже без дешевых эффектов, вроде бросания предметов в глаза зрителей. Фантастический мир американского блокбастера был проработан до мельчайших деталей, вплоть до хорошей освещенности всех сцен, благодаря чему поляризованные очки, затемняющие изображение, на этот раз не портили впечатление от просмотра картины. «Аватар», бесспорно стал эталоном для 3D-фильмов, но лишь с технической точки зрения. По своему содержанию он не сильно превзошел штампованные голливудские ленты, и 3D-формат остался отличительной чертой мейнстрима, вызывающего самые противоречивые отзывы в свой адрес.

В итоге, кто-то сегодня говорит о блестящих перспективах объемного кинематографа, кто-то, напротив, сетует на глобальный кризис киноискусства. Но находятся и те, кто утверждают, что никакого будущего у 3D-фильмов вовсе нет, ведь они, оказывается, уже не раз выходили из моды.

Все новое — это хорошо забытое старое

«Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» (1895).

Невероятно, но стереокино, воспринимаемое сегодня как последнее слово техники, было изобретено почти сразу же после возникновения кинематографа, то есть еще до первых съемок звуковых и цветных фильмов.

История 3D-кинематографа начинается с конца 1890-х годов, когда английский изобретатель в области кино и фотографии Фризе-Грин Уильям пытался запатентовать метод съемки и демонстрации стереофильмов. К сожалению, его метод был слишком дорогим и непрактичным, поэтому пионер 3D-кино не только не прославился, но и столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Умер он в бедности в 1921 году, всего за год до публичной премьеры в Лос-Анджелесе первого стереофильма — мелодрамы «Сила любви», созданной уже, естественно, по другому методу. Утраченный на сегодня фильм возбудил немалый интерес к киноновинкам такого рода. Даже не смог остаться в стороне и в 1934 году создал 3D-ремейк своего знаменитого «Прибытия поезда», то есть почти за 80 лет до того, как студия Disney начала перезапуск мультфильмов в 3D формате. Впрочем, говорить о большом успехе стереокино в первой половине XX века не приходится. Далеко не все сеансы проходили гладко из-за сложности синхронизации работы проекторов, а развитию технологии сильно мешала Великая депрессия. С началом же Второй мировой войны о стереокино и вовсе забыли.

Все изменилось в 50-е годы, когда произошел настоящий бум 3D-кино, затронувший почти все крупные киностудии США. Как и сегодня, тогда невероятный расцвет стереофильмов был связан с тем, что у кинотеатров появился серьезный малоэкранный конкурент: с конца 40-х годов телевизор перестал быть диковинкой и прочно вошел в быт многих американцев. Единственное, что могло вернуть зрителей в кинотеатры — это технические новинки, а все новое — это, как говорится, хорошо забытые старое.

«Лев у вас на коленях, девушка в ваших объятиях!» — так в 1952 году рекламировался первый цветной стереоскопический фильм «Дьявол Бвана», снятый Архом Оболером. Фильм положил начало «золотому веку» 3D-кино, но, как всегда, лишь немногие кинохудожники смогли создать в этом формате что-то по-настоящему стоящее. Через три года расцвет стереокино закончился из-за дороговизны оборудования, и на первый план вышло широкомасштабное кино. Впрочем даже оно не смогло окончательно победить телевизор. Долгое время о 3D-фильмах почти не вспоминали. Были лишь небольшие проблески в истории формата, такие как эротический фильм «Стюардессы» 1969 года. Между прочим, именно эта фривольная картина, а не «Аватар» оказалась самым прибыльным стереофильмом в истории кино.

Настоящее же возрождение объемного кинематографа началось после изобретения в Канаде знаменитой технологии IMAX. В 80-е годы 3D-кино стало вновь раскручиваться и достигло своего апогея в XXI веке. Сегодня этот технический аттракцион стал легко реализуемым и потому общедоступным развлечением.

Тем временем в России

Кстати, тот, кто считает, что в Россию стереокино пришло лишь в последние годы, сильно ошибается. Еще до начала «золотой эры» 3D в США в Советском Союзе существовало мощное направление стереокино, достижения которого получили признания и за рубежом. Не вдаваясь во все исторические и технические подробности, отметим только именно в СССР был открыт первый в мире коммерческий стереокинотеатр, в котором иллюзия объемного изображения достигалась без очков (то, о чем сейчас можно только мечтать), и именно в СССР в начале 60-х годов была создана система «Cтерео-70», которая после распада Советского Союза получила премию «Оскар» за технические достижения. Но самое интересное то, что именно в нашей стране в 1976 году впервые был продемонстрирован по-настоявшему публичный голографический фильм. Успех его среди мировой общественности был невероятен. Ведь в отличие от стереофильмов голографическое картины — это по-настоящему объемное кино, которое не только не требует специальных очков и точно зафиксированного расстояния зрителя от экрана, но и позволяет рассмотреть снятый объект под разными ракурсами. К сегодняшнему дню голографический проект стал намного более сложным и обещающим, чем он был в советские годы. И что самое важное, до сих пор никто кроме России подобными технологиями не обладает.

Что день грядущий нам готовит

«Пина: Танец страсти в 3D»

Вряд ли можно ожидать того, что современные 3D-фильмы смогут полностью перевернуть кинематограф. Несмотря на их популярность старое доброе 2D-кино никуда не исчезло. Оно продолжает спокойно существовать в кинотеатрах и завоевывать призы на международных фестивалях, в то время как стереокино, согласно статистике, в США постепенно теряет своего зрителя. Связано это скорей всего с тем, что после успеха «Аватара» в 3D-формате стали снимать все подряд, и популярная технология оказалась всего лишь дорогой игрушкой, не добавляющей никакой ценности кинолентам.

Возможно, 3D-фильмы еще будут успешно совершенствоваться, или на смену им придут картины, снятые в 4 или 5D-формате. Правда, пока раскачивающиеся кресла, запахи и прочие внеэкранные эффекты являются не более, чем маркетинговым ходом. Куда более привлекательным представляется голографического кино. Кто знает, может быть, будущее мирового кинематографа находится в руках именно наших специалистов, а не зарубежных ученых...

Но в любом случае хоронить 3D-кино еще слишком рано. Тем более что не все современные режиссеры подошли к популярному формату как к способу создать дорогой аттракцион. Вышедшие почти одновременно документальные фильмы «Пещера забытых снов» и «Пина» продемонстрировали, как удачно 3D может передавать особенности запечатленных на экране искусств: рельефность наскальной живописи и магию движений человека в танце. Эти фильмы стали настоящим событием в истории стереокино и мирового кинематографа в целом. Может быть, у немецких режиссеров появятся последователи, и 3D-кино, выйдя за границы мейнстрима, обретет второе дыхание.