Как вы думаете, что лучше: петь в опере, слушать оперу или ходить в кино? Вот и мы считаем, что все эти занятия одинаково увлекательные. Между прочим, их легко можно совместить. Тем более, что в Петербурге открывается летний сезон Метрополитен-опера. Лучшие спектакли прошлых сезонов — на экранах кинотеатров со 2 июля по 21 сентября.

Мет — один из лучших музыкальных театров мира и самый вместительный. Кроме того, стены оперного дома на Манхеттэне украшают фрески Марка Шагала, декорации к спектаклям еще в 20-е годы прошлого века делал знаменитый русский художник Сергей Судейкин, на сцене в разные годы пели и поют российские исполнители: , , , , , . А еще Мет первым начал вести прямые трансляции своих лучших спектаклей на весь мир. В каком-то интервью генеральный директор Метрополитен-опера Питер Гелб заметил, что идея эта родилась не на пустом месте, а из желания приблизить элитарное классическое искусство к массовому зрителю. Желание, заметим, достойное уважения. Правда, наша страна и в этом случае расторопности не проявила, присоединившись к международному сообществу любителей оперы «он-лайн» несколькими годами позже.

Летний же сезон-2013 — это кинопоказы всего в двух кинотеатрах: «Кронверк Синема Нео» на Большом проспекте В.О. и «Формуле Кино Галерея» на Лиговском. Зато каждый спектакль при желании можно будет посмотреть трижды. В программе — хиты прошлых сезонов, прямых трансляций которых на Россию не было за исключением «Травиаты».

Откроется музыкальной-кинематографический марафон оперой Жоржа Бизе «Кармен» (2 июля, 20 августа, 21 сентября). Прямая трансляция спектакля в 2010 году стала самой кассово успешной за все время существования проекта «The Met: Live in HD». Удивляться нечему: «Кармен» — настоящий оперный хит, где практически каждая партия — шлягер. Не будет преувеличением сказать, что это одна из самых, если не самая популярная у публики опера. Исполнители главных партий Элина Гаранча и Роберто Аланья с большим чувством и блеском разыгрывают историю о любви, ревности и о стремлении к свободе, представленную в осовремененной постановке Ричарда Эйра и дирижерской интерпретации Янника Сезе-Сегена.

Серию киноопер продолжит Джузеппе Верди и его «Трубадур» (9 июля, 27 августа, 14 сентября). Оригинальная трансляция спектакля состоялась в апреле 2011-го. Постановка Дэвида МакВикара сдержанна и сконцентрирована на эмоциях героев, в полной мере давая прозвучать мелодиям Верди. За пультом — Марко Армильято, опытный дирижер романтических партитур. Партию Леоноры исполняет Сондра Радвановски, Манрико, того самого Трубадура, — Марсело Альвварес, Дмитрий Хворостовский предстанет в партии ревнивого графа Ди Луна. Давнюю партнершу российского баритона — американское сопрано Рене Флеминг — можно будет увидеть в «Армиде» Джоакино Россини (16 июля, 17 августа, 3 сентября). Партия волшебницы Армиды считается одной из самых сложных, написанных Россини для женского голоса. А если принять во внимание, что героиня поет в окружении шести теноров, то нетрудно понять, почему эту оперу так редко ставят. Тем не менее оригинальная трансляция состоялась в мае 2010 и заставила заговорить и о ироничности и отстраненности как творческом методе режиссера Мэри Циммерман, часто ставящей в Мет, и о умении маэстро Риккардо Фрицца, акцентируя внимание на изобретательности музыки Россини, тем не менее выводить на первый план солистов. Партнерами же восхитительной Флеминг стали Лоуренс Браунли в роли Ринальдо и и Джон Осборн, исполнившей партию предводителя рыцарей Готфрида. В отличие от редко исполняемого россиниевского произведения «Травиата» Джузеппе Верди (23 июля, 13 августа, 31 августа) вполне может претендовать на лавры мирового оперного хита. Не случайно ее премьера в Мет в 2010 году стала «гвоздем сезона». Режиссер Вилли Деккер, дирижер Фабио Луизи, мега-звезды Натали Дессэй (Виолетта), Дмитрий Хворостовский (Жорж Жермон) и Мэтью Поленцани (Альфред), черные костюмы, в которые одеты все исполнители, и ярко-красное платье героини, любовь и жертвенность, романтика и трагизм — разве нужно еще что-то добавлять?

Не менее ослепительной и даже нарочито декоративной стала постановка в Мет последней оперы Джакомо Пуччини «Турандот» (30 июля, 7 сентября, 17 сентября). Франко Дзеффирелли, выступившей сразу в двух ипостасях — режиссера и художника, в соавторстве с дрижером Андрисом Нельсонсом рассказали историю трагическую и нежную одновременно, историю жестокости, коварства, любви и преданности. Партии исполняют: Мария Гулегина (Турандот), Марина Поплавская (рабыня Лю), Марчелло Джордани (Калаф), Сэмюэль Рэми (хан Тимур). Кто-то из критиков справедливо заметил, что именно в этой постановке особенно ощущается дыхание судьбы, пронизывающее оперу, работу над которой великий Пуччини так и не успел завершить. Кстати, оригинальная трансляция спектакля состоялась еще в 2009-м.

А завершающим аккордом — так и просится на язык слово «позитивным», что, в общем-то, соответствует истине — станет настоящая любимица публики: опера Джоакино Россини «Севильский цирюльник»(6 августа, 24 августа, 10 сентября). Это дебют на сцене Мет режиссера Бартлета Шера и дебют удачный. Меломаны всего мира присутствовали на оригинальной трансляции оперы еще в 2007 году. В роли находчивого цирюльника Фигаро, поверенного чужих тайн, — органичный Петер Маттеи: в чистоте помыслов его героя усомниться не получится. Хуан Диего Флорес (граф Альмавива) блистает в одной из своих знаменитых партий, показывая чудеса бельканто, Джойс ДиДонато поет Розину, в которой сочетаются романтизм, лиризм и — представьте себе — удивительно твердый характер.