15 мая на Лазурном берегу открывается 66-й Каннский кинофестиваль. Реноме его таково, что даже просто показ в конкурсной программе считается большим успехом для картины и для ее создателей.

На официальном постере изображена легендарная голливудская пара — и в сцене из фильма Мелвилла Шевелсона «Новый вид любви». Организаторы объявили, что выбор символа для нынешнего смотра не случаен: это дань памяти актеру и режиссеру Ньюману, «обладателю самых знаменитых голубых глаз в истории кино», и выражение восхищения его жене Джоан, с которой он часто вместе снимался. Не менее символичная персона выбрана в качестве ведущей торжественных церемоний открытия и закрытия — милая, изысканная и очень естественная . Чем еще запомнятся 12 дней кинопраздника?

Судить Полански будут Спилберг и Кидман

Фильм-открытие фестиваля — «Великий Гэтсби» с в главной роли. Пятая по счету экранизация одноименного романа Фицджеральда будет показана вне конкурса, зато в формате 3D — это второй случай в истории смотра. Фильм-закрытие — «Зулу» : как пишут критики, коктейль из нуара, социальной драмы и политического триллера с участием, между прочим, .

В основной конкурс вошло 19 лент. Среди них: «Венера в мехах» по одноименной повести Леопольда фон Захер-Мазоха, ради этой ленты режиссер даже прервал подготовительную работу над политическим триллером «Д, посвященном знаменитому делу Дрейфуса; история от про пробуждение сексуальности — «Молодая и красивая», драма от «За канделябрами» с и , сыгравшими... любовников, драма о жизни фолк-музыканта от братьев «Внутри Льмина Дэвиса», триллер про страну проституции и азартных игр Таиланд датчанина — «Только бог простит» и другие картины. Программу «Особый взгляд» откроет работа представительницы могучего кинематографического клана — «Элитное общество»— про тинейджеров, забавы и наживы ради грабящих дома голливудских звезд.

Президент фестивального жюри — , что несказанно удивило знатоков: как правило, жюри одного из самых надменных фестивалей мира возглавляет кто-либо из адептов арт-хаусного кино. Приглашение режиссера массового, зрелищного кино, которого логичнеее было бы признать адептом инопланетян и всяких звероящеров, кого-то насторожило — как, мол, дело пойдет, неизвестно, а кого-то насмешило. Судить фильмы, вошедшие в основную программу, также будут , , , , , Кристиан Мунджу, , Видиа Балан. Кого столь почтенный киноинтернационал удостоит золотой пальмовой ветви, поживем — узнаем.

Наши в Каннах

Кадр из фильма «Отдать концы»

В главном конкурсе российских фильмов нет. Грустно? Грустно. Но как говаривал некогда старина Голсуорси, во всем надо видеть хорошую сторону. Увидеть ее не так уж и трудно. В секции специальных показов будет представлен фильм Таисии Игуменцевой «Отдать концы». В прошлом году она стала в Каннах победительницей конкурса студенческих работ и получила право показать здесь свою первую полнометражную работу. Не осталась программа Cinéfondation, в которой участвуют мировые киношколы, без российского участника и на сей раз: выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, ученик Евгений Бяло представит короткометражный фильм «Норма жизни». Премьера ленты должна была состояться на фестивале студенческих работ «Святая Анна», но ради Канн ее отложили. В программу «Неделя критики» включена картина Юрия Быкова «Майор» на вполне, впрочем, конъюктурную тему: сотрудник полиции сбивает на пешеходном переходе мальчика и оказывается перед выбором — сесть в тюрьму или... не сесть в тюрьму. Мощным легионом выступит отечественное кино и в программе короткого метра — участвуют 17 картин молодых российских режиссеров. В частности, фантастический триллер «Щелчок» петербуржца Вадима Ватагина, комедия с элементами абсурда, впрочем, вполне узнаваемого, «Освоение ограничений» Маруси Сыроечковской и Глеба Нечаева, грустная и светлая одновременно история о престарелой петербургской оперной певице и ее старой собаке с оптимистичным названием «Наши мечты сбудутся» Евдокии Москвиной и другие ленты. Большую программу показов наметил и Российский павильон: пройдут презентации таких кинопроектов, как «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Иван Поддубный» , «Рудольф Нуреев. Начало» Евгении Тирдатовой, премьера ежегодного киноальманаха российских дебютов.

Не главное, но важное

Из числа многочисленных мероприятий, не являющихся основными, но неизменно вызывающими огромный интерес, в первую очередь можно назвать, разумеется, программу «Специальный показ». Покажут помимо вышеупомянутой ленты Игуменцевой также «Соблазненную и покинутую» Д.Тобака, «День чемпиона» Р. Полански и другие фильмы. Одна из старейших каннских традиций — «Неделя критики». Здесь показывают свои дебютные и вторые работы молодые режиссеры именно в этой программе в свое время рванули к мировой славе , , Озон. В этом году в рамках «Недели» покажут семь полнометражных лент и 10 фильмов короткого метра. Еще одна программа — «Двухнедельник режиссеров»: в ее адрес в последнее время звучало немало упреков, в том числе в идеологической аганжированности, особенно после того как куратором программы в прошлом году стал Эдуар Вайнтроп, бывший обозреватель газеты французских коммунистов «Либерасьон». Тем не менее, по мнению критиков, отбор этого года выглядит вполне на уровне: среди участников — 84-летний патриарх «киносюра» Алехандро Ходоровский с фильмом «Танец реальности», французский синефил и выпендрежник Серж Бозон с лентой «Тип-топ», чилиец и его «Magic Magic».

В программу Cinéfondation (конкурс студенческих короткометражных фильмов) вошло 18 лент, среди которых работы режиссеров из Израиля, Франции, США, Ирана, Аргентины и других стран. Жюри этого конкурса возглавляет новозеландская писательница и режиссер Джейн Кэмпион, обладательница «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара» за фильм «Пианино».

И, вне всякого сомнения, одним из заметных событий фестиваля станет презентация отреставрированной копии фильма, который давно назван шедевром всех времен и народов — «Головокружение» . По этому случаю в Канны прибудет звезда фильма — американка чешского происхождения Ким Новак, много лет назад ушедшая из кино и посвятившая себя живописи. Ей будет вручен почетный приз за вклад в киноискусство.