Прокат фильма «Самсара» режиссера Рона Фрике и продюсера Марка Магидсона (фильмы «Барака», «Хронос») в Петербурге начнется 4 апреля.

Колесо жизни. Источник: Колесо жизни. Автор: Колесо жизни

Незабытое старое

Когда ты оказываешься в этом удивительном кинопутешествии под названием «Самсара», через какое-то время тебя вдруг охватывает чувство «дежавю», — да-да, как будто ты уже принимал участие в подобном путешествии... Ничего удивительного, ведь картину поставил Рон Фрике, 30 лет назад работавший оператором на фильме «Кояанискатси». В той своей ранней работе в качестве главного оператора, соавтора и второго оператора монтажа прославленного документального фильма Серджио Реджи Фрике экспериментировал со многими техниками, которые казались сомнительными и невозможными в кинопроизводстве, использовал замедленную и ускоренную съемку, а также приемы, которые позволяли представить знакомые образы в новом свете.

Серджио Реджи ушел в монастырь в возрасте 14 лет, спустя годы покинул его; вспоминая те дни, он говорит: «Я не был тинэйджером 50-х, я был подростком эпохи Средневековья». Понятно, что человеку Средневековья новые технологии, подрывающие основы бытия, чужды: «Перед всевидящим оком компьютера мы готовы преклонить колени. И вы все еще не верите тому, что мы киборги?» Для «культурного камикадзе» Реджи жизнь, превращающая человека в киборга, жизнью не является. Жизнь — это движение. Кино — это движение. Соединив эти понятия, Реджи создал настоящий гимн настоящей жизни. Спустя три десятилетия Рон Фрике вернулся к этой теме уже в качестве режиссера.

Вечное движение

Продолжая темы, затронутые в предыдущих фильмах — «Барака» (1992) и «Хронос» (1985), создатели «Самсары» исследуют наш мир как обыденный и сверхъестественный одновременно, изучают непостижимые грани человеческой духовности и жизненного опыта. Это не традиционная документалистика, не фильм о путешествии. Через потрясающие глаз и воображение образы лента показывает связь между человеком и природой, связь между жизненными циклами человека и ритмами планеты. «Самсара» в переводе с санскрита — «вечно вращающееся колесо жизни». Это понятие стало отправной точкой для создателей фильма в нахождении почти неуловимых связующих нитей, которыми пронизана вся наша жизнь. Снимавшийся на протяжении почти 5 лет в 25 странах фильм «Самсара» переносит нас на священные земли, в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес.

От Гласса к Стернсу

В тот период, когда Фрике в качестве оператора в команде с Реджи работал над созданием «Кояанискаци», музыку для фильма писал Филип Гласс, композитор, который является «десятым гением в списке из 100 гениев современности (сайт "Великая Эпоха"). Он — создатель музыки, которую по праву можно назвать голосом планеты Земля ХХ века».

Музыку для «Самсары» написал высокоодаренный композитор, музыкант и звукоинженер Майкл Стернс. У Майкла есть огромная коллекция звуков, которые он записал во время своих путешествий. Он вплетает их в свою оригинальную музыку. Стернс написал музыку, которая использовалась в фильмах «Бездна», «Титаник» и «Аватар», в невербальных фильмах «Хронос», «Святое место» и «Барака».