Фестиваль чешского и словацкого кино «Рефлекс» пройдет в киноцентре «Родина» с 24 по 28 ноября. Название более чем символично: в конце концов, любой безусловный рефлекс — это в том числе и реакция на определенные воздействия внешней среды.

Кадр из фильма «Уход»

Когда-то кинематограф Чехословакии был нам как родной. Чудесные сказки «Златовласка» и «Три орешка для Золушки», легендарная пародия на американские вестерны «Лимонадный Джо»… Феноменальные чешские мультики — про забавного недотепу Крота, про озорных собак Стремянку и Макаронину…

А потом единая Чехословакия превратилась в два независимых государства — Чехию и Словакию. Что сегодня мы знаем о кинематографе этих стран? Немногое. Что чешский фильм «Коля» в 1996 году был удостоен сразу двух главных кинонаград - «Оскара» и Золотой ветви» Каннского кинофестиваля. Что другой чешский фильм, «Крысолов», занесен в книгу рекордов Гиннеса за самую короткую съемку: он был снят в течение всего одного дня. Что отечественному кино словаки предпочитают американское и… чешское. Все?

«Рефлекс» покажет пять лент:три чешские и две словацкие. Бесспорный фаворит — лента первого президента независимой Чехии Вацлава Гавела. Политик, драматург, Гавел свой режиссерский дебют с символичным названием «Уход» снял незадолго до смерти в декабре 2011-го. Очень жестко сделанная история про то, как крах политической карьеры способен некогда могущественного чиновника, вдруг сразу ставшего никому не интересным, поставить едва ли не на грань помешательства.

«Восемьдесят писем» Вацлава Кадрнки возвращают нас в самый конец 80-х. В основе — личные воспоминания режиссера: юному герою и его матери придется вступить в противоборство с коммунистической бюрократической системой, чтобы получить разрешение на выезд в Англию, куда эмигрировал отец. Лента «Сестра» Вита Панциржа снята по мотивам одноименного романа Я. Топола. Жизнь художника Потока лишена цели, зато полна скепсиса и презрения к окружающим. Но может ли быть иначе, если ты живешь в постоянном конфликте не столько с окружающим миром, сколько с самим собой?

«Период полураспада» — название ленты словацкого режиссера Владимира Фишера звучит как приговор. Снятая в жанре трагикомедии, история о жителях современной Братиславы, вряд ли может считаться комплиментом: герои ловчат, обманывают, изменяют, порой балансируют на грани дозволенного, порой чудом избегают опасности. Они очень разные, эти жители Братиславы. Роднит их только одно: одиночество, недовольство жизнью… Ничего не поделаешь, время такое — период полураспада, когда рушатся отношения, утрачиваются казавшиеся незыблемыми человеческие ценности. А ведь так хочется покоя в душе.

Хотя бы такого, как в фильме словака Владимира Балко… «Покой в душе». Тону, пять лет отсидевшему в тюрьме, пока о нем лишь мечтать приходится. Отдалились жена и сын, нет работы, друзья вроде бы и готовы помочь, но им постоянно мешают собственные проблемы. Но, может, одна неожиданная встреча все же поможет обрести желанный покой в душе?..

Такие фильмы покажет чешско-словацкий «Рефлекс». Название символичное: как известно, условные рефлексы лежат в основе нашего поведения. И в постоянно меняющемся мире успешно жить могут лишь те, кто быстро реагирует на эти изменения...