Впервые в Петербурге пройдет ретроспектива . Это прекрасная возможность увидеть культовые картины с его участием на широком экране и познакомиться с менее известными работами актера. С 28 ноября по 2 декабря кинотеатр «Аврора» ждет ценителей черно-белого кино Голливуда 40-50-х.

Кадр из фильма «Касабланка»

Лучшее из Голливуда

«Боги» — так прозвал Хамфри Богарта его обожаемый коллега и собутыльник Спенсер Трейси, к тому времени уже заработавший некоторую популярность. Карьера Боги пошла на взлет после выхода фильмов «Высокая Сьерра», «Мальтийский сокол» и «Касабланка», когда ему было уже за сорок.

«Касабланка» — самая значимая картина в фильмографии режиссера Майкла Кертиса и Богарта, собравшая сразу трех «Оскаров». Главную женскую роль в фильме исполнила начинающая звезда . Фильм имел невероятный зрительский и кассовый успех и буквально разлетелся на цитаты. В 1972 году пишет сценарий, в котором использует аллюзии на фильм, ставя в заголовок знаменитую фразу героини Бергман из фильма: «Сыграй это еще раз, Сэм». Неизвестно, как бы сложилась судьба фильма, если бы роль Рика Блейна досталась Рональду Рейгану (он всегда мечтал об актерской профессии), будущему президенту США, которого все же не утвердили. Еще один хит ретроспективы — фильм «Сабрина», где главную роль исполнила неповторимая .

Кадр из фильма «Сабрина»

В фестивальную афишу войдут также первоклассные, но менее популярные картины с Богартом в жанре нуар: «Глубокий сон» и «Ки Ларго» с Лорен Бэколл, «Две миссис Кэрролл» с Барбарой Стэнвик, «В укромном месте» с Глорией Грэм — словом, как всегда, рядом с Боги самые эффектные актрисы той эпохи.

А закроет фестиваль шпионский триллер, поставленный его другом и любимым режиссером , — «Через Тихий океан» с роковой красоткой Мэри Астор, звездой фильма «Мальтийский сокол».

 

Марина Штауденманн, директор Международного фестивального агентства «Тур де Фильм» про образ Богарта и идею фестиваля:

Законы привлекательности

Уже в шестидесятые годы созданный Хамфри Богартом образ циничного, разочарованного в жизни, но харизматичного и стойкого одиночки, никогда не склоняющегося под гнетом обстоятельств, вдохновлял синефилов и молодых нонконформистов Америки и Европы. В фильме «На последнем дыхании», ставшем манифестом французской «новой волны», герой Бельмондо предстает прямым наследником персонажей Богарта; но это лишь самый известный пример, на деле образ Богарта повлиял на многих молодых актеров, которые стремились — зачастую безуспешно — уловить то магическое сочетание гордости и усталости, нахальства и обаяния, мужественности и уязвимости, которое Богарт пронес через все свои самые известные картины. Слава Богарта с годами не уменьшалась, а, напротив, росла. Сформировался «культ Боги», а в 1999 году Американский институт кино назвал его «величайшим американским актером за всю историю кино», и вряд ли этот статус сейчас может быть кем-то опровергнут. Удивительно, каким образом этот невысокий, немолодой, далекий от глянцевых стандартов красоты мужчина с неизменной сигаретой в зубах и кривой усмешкой стал тем, кем он стал!

Идея фестиваля или, Почему Богарт?

- Идея фестиваля родилась давно, еще года два назад, когда мы готовили фестиваль фильмов в жанре нуар. На этом фестивале мы показывали фильм «Мальтийский сокол», в котором Богарт сыграл свою перваую по-настоящему звездную роль. Но тогда мы думали о «Фестивале одного фильма» и хотели показывать несколько дней только «Касабланку» в честь 70-летнего юбилея фильма. Но чем дольше мы готовились, тем больше хотелось показать именно ретроспективу Богарта, и нам удалось заразить этой идеей Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, которое, в конечном итоге, выделило нам грант на фестиваль.