Уже три года президентом фестиваля документального, анимационного и короткометражного игрового кино «Послание к человеку» является , знаменитый российский режиссер, сценарист и продюсер. Работая над своей новой лентой «Восьмерка», в основе которой неопубликованный роман Захара Прилепина, Алексей Ефимович смог уделить время «ВД» и рассказал о фестивальных и собственных планах.

- Поскольку проведение «Послания к человеку» в этом году совпадает с «Кинофорумом», который представляет сразу три фестиваля («Виват кино России», Международный кинофестиваль и «Начало), нет ли опасений, что из-за такой концентрации фильмов до зрителя может не дойти ваше «Послание»?

- Опасения такие есть, потому что проведение четырех кинофестивалей в одни сроки – это серьезный эксперимент. Может возникнуть сумбур, который приведет к потере зрителя у всех четырех фестивалей. Но я более-менее спокоен, поскольку у «Послания» особый конкурс и программа, абсолютно не похожие на программы других фестивалей: конкурс документальных, анимационных и короткометражных игровых картин. Плюс 22-летний опыт, статус международного фестиваля, постоянные зрители. Я думаю, что мы справимся, хотя идея проведения четырех фестивалей в одно время вызывает большие сомнения.

- Можно ли охарактеризовать темы отобранных фильмов, отличаются ли они каким-то общим духом?

- Трудно сказать, поскольку я не видел все фильмы. В 2012 году на фестиваль пришло более 2700 заявок из 87 стран. Их просматривает отборочная комиссия. Прежде всего, мы руководствуемся двумя принципами: творческая сторона и киноязык. Именно поэтому у нас с 2011 года помимо основного конкурса существует новый конкурс – конкурс экспериментального кино. Необходимо, чтобы фильмы вызывали интерес, эмоции как у экспертов, так и у зрителей. Новые имена, которые мы представляем на наших показах так же важны для нас, как имена всемирно известных режиссеров.

- Как вы считаете, интерес к документальному кино с годами растет или таких тенденций нет?

- Интерес всегда растет к фильмам, которые волнуют человека, сидящего в кинотеатре или у телеэкрана. Если это происходит, то неважно, какое это кино: документальное, игровое или анимационное. Важно, какими руками фильм сделан и с какой головой, насколько талантлив автор, может ли он поведать о том, чего мы не знали раньше, и так поведать, чтобы заставить зрителя сопереживать. Мне кажется, что документальное кино в лучших своих проявлениях, со всей своей открытостью и правдой, которую оно обязано нести зрителю, с теми интереснейшими персонажами, о которых оно рассказывает, сегодня очень любопытно.

Множество игровых режиссеров занимаются документальным кино. Например, сделал потрясающий фильм в 3D о всемирно известном балетмейстере Пине Бауш. Сейчас на Венецианском фестивале показывает картину о Майкле Джексоне. Интерес к документальному кино сегодня огромный, в мире рождается много потрясающих произведений. Но я могу назвать и ряд игровых биографических картин, которые превосходно сделаны. Один из моих любимых фильмов – «Королева Марго» французского режиссера – это исторический фильм, который смотришь с безумным интересом. Довольно много неплохих игровых фильмов о Петре I и Екатерине II.

- Что должен уметь настоящий режиссер-документалист? Может быть, как-то особенно смотреть на мир?

- У меня есть режиссерская мастерская во ВГИКе. В ней я стараюсь, прежде всего, учить киноискусству во всех его проявлениях. Режиссер, безусловно, должен уметь все. А там каждый решает сам, чем будет заниматься… Игровым или документальным кино, или одновременно и тем, и другим. Если у человека есть талант, все ему подвластно. А как увлекательно сочетание и смешение жанров в одном фильме! Особенно, когда используется еще и третий элемент – анимация. Сегодня существует одна глобальная проблема во всем мировом кинематографе – нехватка оригинальных и хороших идей, как в документальном, так и в игровом. Поэтому кто придумает такую идею – тот и победит.

Кадр из фильма «В тумане»

- Какие конкурсы, спецпрограммы и мастер-классы непростительно пропустить?

- На грядущем кинофестивале ожидается очень много всего интересного. Фильм-открытие фестиваля – «Плейбэк» о, снятый швейцарским режиссером Антуаном Каттином и режиссером и оператором . На «Послание» приедут известные российские режиссеры, которые проведут мастер-классы. Это и нынешний председатели жюри Марина Разбежкина, и , лауреат последнего Каннского кинофестиваля (приз ФИПРЕССИ Федерации международной кинопрессы), с картиной «В тумане», блестящий режиссер-документалист. Лозница представит в нашем конкурсе короткометражных документальных фильмов свою новую картину «Чудо Св. Антонио», снятую в Португалии.

В программе кинофестиваля появится театр. Мы привозим в Санкт-Петербург московский «Театр.doc», который делает спектакли по документальным фактам. И спектакль «20 ноября» по пьесе шведского драматурга Ларса Норена, основанной на дневнике 18-летнего подростка, который в 2006 году открыл стрельбу в своей школе в Германии.

- А на каких площадках будут происходить театральные представления?

- Спектакли мы будем показывать на «Ленфильме». Вообще в этом году открытие и закрытие фестиваля будет проводиться в 1-ом павильоне «Ленфильма». Специально, чтобы поддержать студию и показать ее нашим гостям, в том числе иностранным.

- Судя по программе, фестиваль этого года активно взаимодействует с коллегами из Германии, это как-то связано с вашим новым фильмом «Стокгольмский синдром»?

- Нет, нет... это не связано. «Стокгольмский синдром» – это еще дело будущего, хотя такой фильм действительно затевается. 2012 год – год России в Германии и год Германии в России. Да и немецкий кинематограф сейчас один из сильнейших в Европе – как по таланту, так и по финансированию. Естественно, мы хотим поддерживать с Германией производственные, творческие и дружеские отношения.

Кадр из фильма «Проект Ним»

- Сейчас вы снимаете фильм «Восьмерка» или съемочный процесс уже закончился?

- Съемочный процесс закончился, идет монтаж, пост-продакшн, как это теперь называется.

- Вы хотели устроить прокат картины на новогодние каникулы, получается?

- Действительно хотел, но только по одной причине – действие картины происходит под Новый год. Производство фильма закончится только в феврале следующего года, поэтому к грядущему Новому году мы уже точно не успеваем. Будем ли мы держать картину до следующего Нового года – неизвестно. Фильм все-таки не такой веселый, но посмотрим... Это решаю не столько я, сколько прокатчики, прежде всего.

- На предыдущей пресс-конференции «Послания к человеку» вы говорили, что мечтаете снять две документальные картины: о и . К великому сожалению, знаменитого режиссера не стало. Вы успели отснять какие-то материалы? И насколько приблизились к воплощению этих мечтаний?

- Нет, к сожалению, не успел, и корю себя за это... Так сложилась судьба... Действительно, очень жалко. Петр Наумович – великий режиссер и интереснейший человек. Надо было снимать и оставить этот фильм будущим поколениям, потому что это неповторимо...Что касается Валерия Гергиева, у нас большие планы. Сейчас заканчивается работа над крупным документальным фильмом о Мариинском театре, который снимает молодой режиссер Анна Матиссон. Главным героем этой картины будет, конечно, Валерий Гергиев. Затем у меня есть безумная идея, которую мы уже обсуждаем вместе с Георгием Абисаловичем, – снять четыре фильма о нем под режиссурой знаменитых мастеров своего дела с разных континентов. Ну, скажем, , . Кажется, что это малореально, но на самом деле мы ведем такие переговоры. Я надеюсь, что этот замысел осуществится.

- Какой основной посыл и призыв будет к зрителям, что они приобретут, придя на фестиваль?

- Я думаю, что зрители станут добрее, будут больше любить близких, станут чаще улыбаться или, наоборот, задумываться о том, о чем раньше не задумывались. Мы действительно каждой картиной хотим проникнуть в душу и сердце человека, донести до него «послание», которое продвинет его вперед, прежде всего, на что-то хорошее.