Канадский режиссер снял новый фильм, который был представлен в Каннах и входил в основной отборочный конкурс. «Золотую пальмовую ветвь» «Космополис» так и не получил, но интерес вызвал незаурядный.

Жизнь – это лаборатория

Режиссера независимого кино Дэвида Кроненберга давно называют живым классиком. Его кинокарьера началась еще во время учебы в университете Торонто, где он изучал литературу и историю наук. По собственным сценариям снял несколько короткометражных работ в жанре научной фантастики, затем подготовил несколько роликов для французского телевидения, постепенно приближаясь к созданию полнометражных картин («Видеодром», «Сканнеры», «Выводок»).

Научные эксперименты, паразиты, насекомые, генные мутации – излюбленные темы Кроненберга. Но визитной карточкой Кроненберга остается фильм «Муха» (1986), где гениальный ученый в исполнении Джеффа Голдблюма, посредством своих экспериментов, превращается в гигантскую муху.
Неустойчивое душевное состояние – тема многих фильмов режиссера, в их числе и хоррор-история «Связанные насмерть» о близнецах-гинекологах, полюбивших одну женщину, и психологическая камерная история «Паук» о разрушении рассудка маленького мальчика, и вольная экранизация скандальной книги Уильяма Берроуза «Обед нагишом».

В последних картинах режиссер исследует природу насилия («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт») и окунается в подсознательное («Опасный метод»).

«Каждый человек – безумный ученый, а жизнь – это лаборатория. Мы все пытаемся экспериментировать, чтобы найти способ прожить, решить проблемы, отгородиться от безумия и хаоса», – говорит о своих фильмах Кроненберг. Так и в новой ленте режиссера объектом лабораторного изучения становится жизнь современного человека в мегаполисе.

Интересно, что:

  • Дэвид Кроненберг настоятельно просил всех актеров не читать книгу «Космополис» до участия в фильме.
  • Антикапиталистические беспорядки, описанные в романе, во время съемок на Манхэттене совпали с реальным гражданским движением «Захвати Уолл-стрит», а ведь книга Дона Делилло была написана в начале 2000-х годов.
  • Дэвид Кроненберг считает, что «суть кино заключается в крупном плане говорящего актера. И если это потрясающее лицо и отличный текст, то получается настоящее кино». Что получилось, можно будет увидеть 19 июля в кинотеатрах, но в любом случае это именно тот фильм, который пропустить нельзя.

Не самый успешный роман

В основу фильма лег роман американского постмодерниста Дона Делилло «Космополис». Книга опубликована в 2003 году и была названа одной из самых худших его работ, созданных к тому времени. Как попала она в поле зрения Кроненберга? Идею снять фильм подбросил режиссеру португальский продюсер Пауло Бранко, видевший в романе отличный материал для экранизации, а в Кроненберге – того человека, который сможет воплотить книгу на экране. Прочитав «Космополис», режиссер взялся за сценарий: хватило шести дней на адаптацию материала. Кроненберг и сам удивился такой скорости, объясняя ее удивительной кинематографичностью книги и наличием в ней очень хороших диалогов, которые он сразу перенес в сценарий практически без изменений. Задача стояла максимально приблизить картинку к литературной основе, и, по мнению Делилло, Кроненберг «создал фильм без каких-либо компромиссов. Сделал его очень близким к книге, но также привнес и свой художественный стиль».

Сейчас роман «Космополис» можно найти в Интернете, а скоро он должен появиться на книжных полках.

Музыка:

  • Музыка в картине создавалась земляком режиссера – именитым композитором Говардом Шором. Их творческий союз начался с фильма «Выводок» 1979 года. Шор работал над множеством культовых кинокартин, а среди его наград – два «Оскара» за лучшие саундтреки к двум частям «Властелина колец» («Братство кольца» и «Возвращение короля»).
  • Также в «Космополисе» будут звучать вокальные композиции Эмили Хейнс, канадской инди-рок-исполнительницы, и рэпера K’Naan, который появится в кадре.

История одного дня

Эта история одного дня Эрика Пэкера, влиятельного 28-летнего миллиардера, спекулирующего на фондовой бирже. Его ценности – информация, банковские счета и власть. У него нет близких людей, и даже жена для него никто. Он почти потерял сон и, кажется, начинает терять причастность к происходящему. А в этот день он может стать банкротом, так как поставил все деньги на курс йены.

Его утро начинается с обычного желания подстричься в старой парикмахерской на другом конце Нью-Йорка, которое осуществится... к концу дня.

Перед зрителями проходят передозированные событиями сутки Пэкера – сменяющие друг друга коллеги и любовницы, массовые протесты на Уолл-стрит (безумие на улицах, люди в костюмах крыс), убийства, похороны известного певца, встреча с протестующим метателем тортов, встреча с бывшим подчиненным, желающим ему только смерти. Пэкер – это не просто хладнокровный и циничный юноша, который имеет все и которому это «все» безразлично, он, скорее, фантом, и, как говорит режиссер, «вся его жизнь становится абстракцией, и он постепенно теряет человечность».

Детали:

  • Сексуальная сцена с героиней Жюльет Бинош в фильме была перенесена из квартиры (как было в книге) в лимузин для большей концентрации событий в личном пространстве главного персонажа.

Актерская среда

Роль Эрика Пэкера изначально предназначалась Колину Фарреллу, но контракт на участие в ремейке фильма «Вспомнить все» не позволил актеру участвовать в съемках. Его партнершей должна была стать Марион Котийяр. Но из-за замены исполнителя главной роли пришлось полностью менять актерский состав, и на роль Пэкера был выбран Роберт Паттинсон с его фирменным демоническим взглядом. Он был в восторге от сценария и, конечно же, не раздумывая согласился. Опытный Пол Джаматти и Дэвид Кроненберг очень лестно отзываются о таланте молодого актера и говорят о том, как легко было работать с ним на одной площадке.

Кроненберг не любит репетиции. Так что на съемочной площадке царила полная свобода импровизаций. А занята в съемках была интернациональная команда: канадцы Сара Гадон, Джей Барушелю, Эмили Хэмпшир, актриса из Англии Саманта Мортон, американец Пол Джаматти и французские звезды Жюльет Бинош и Матье Амальрик.

Кстати, сексуальная сцена с героиней Бинош в фильме была перенесена из квартиры (как было в книге) в лимузин для большей концентрации событий в личном пространстве главного персонажа. Лимузин Пэкера – это больше, чем комфортабельная машина, напичканная мониторами, это символ его эго, его внутреннего мира, на котором и сосредоточено действие фильма.