В Санкт-Петербурге стартовала неделя Германии, ежегодно проводимая Немецким культурным центром имени Гете. На этот раз организаторы подготовили настоящий подарок всем любителям европейского кинематографа — уникальные показы самых «свежих» лент выпускников одной из лучших киношкол мира — Киноакадемии земли Баден-Вюртемберг!

Земля Баден-Вюртемберг известна не только штаб-квартирами автогигантов Daimler, Porsche, Mercedes-Benz и термальным курортом Баден-Баден. Баден-Вюртемберг — это еще и один из главных культурных центров современной Европы. Именно здесь находятся старейшие университеты Германии — Гейдельбергский и Тюбингенский, крупнейший в стране Центр технологии искусства и массовой информации и Штутгартский государственный театр, по праву считающийся самым большим в Европе.

В 2010 году Киноакадемия земли Баден-Вюртемберг стала единственным вузом Германии, включенным журналом The Hollywood Reporter в список лучших киношкол мира. Сразу после открытия фестиваля и прьемьерного показа фильма «Бастард» «ВД» удалось поговорить о нем с создателем картины Карстеном Унгером.

Мартина Гедек в главной роли в фильме Карстена Унгера «Бастард»

Карстен, как Вы считате, почему Ваша лента попала в эту очень небольшую программу, состоящую всего лишь из четырех фильмов, и почему именно она стала картиной открытия фестиваля?

Я уверен, что все фильмы, которые будут показаны на этом фестивале, представляют свою определенную сферу, стилистику, жанр. Мой фильм просто вписался в этот своеобразный ансамбль (смеется). Его выбрали для открытия, потому что сегодня мировая премьера этой картины. Здорово, что прошла она именно в России.

Это Ваш первый полнометражный дебют, почему Вы выбрали именно жанр детективного триллера?

Первый фильм предоставляет режиссеру определенную свободу действий, возможность пробовать и заявлять о себе. Я чувствовал, что просто обязан затронуть глубокую тему и подобрать для нее адекватную форму — поэтому фильм о трудных подростках и социальных проблемах преподнесен в жанре триллера. Мне нравится напряженное кино, я и сам с удовольствием его смотрю.

В России есть такой парадокс: когда молодой реджиссер делает свой первый фильм, или спектакль, он вкладывает в него все свои идеи и «придумки», как будто ему больше ничего не дадут снять. У Вас не было такой проблемы?

В Германии тоже есть такой феномен, поверьте (смеется). Я, к счастью, до этой картины снял несколько короткометражек, поэтому отчасти снял проблему перенасыщенности фильма. Хотя, наверное, всегда снимаешь, как будто это в последний раз.

Изначально Вы были актером, почему решили заняться режиссурой?

Я не окончил актерскую школу. Хотя это была даже не школа, а годичные курсы. Изначально я всегда хотел быть режиссером, а занимался актерским мастерством стал для того, чтобы лучше понимать актеров.

Почему на главную роль Вы пригласили звезду , всемирно известную по фильму «Жизнь других»? Это был пиар-ход?

Продюссера это, конечно, порадовало (смеется). Но для меня было важно, конечно же, нечто другое. Мне нужна была актриса, которая смогла бы доминировать в ансамбле персонажей — харизматичная, смелая, настоящая прима. Мартина Гедек именно такая. Ей понравился сценарий фильма, и она первая пошла на переговоры со мной. Поэтому хочу посоветовать всем начинающим режиссерам быть смелее и не бояться приглашать звезд в свои картины.

В представленной сегодня картине Вы и режиссер и сценарист. Для Вас принципиально писать сценарий, или так сложилось именно в этот раз?

В проектах, которые наиболее близки моему сердцу, я всегда понимаю себя как рассказчика определенной истории. И эта история начинается со слов и заканчивается картинкой. Я много работаю как автор — пишу сценарии, по которым сам не снимаю. Я был бы рад, получить от другого сценариста подходящий текст, но пока этого не произошло.

Насколько интенсивны российско-немецкие кинематографические связи? Ощущаете ли вы сейчас русский контекст вокруг своей картины?

К сожалению, нет, не ощущаю. У меня есть русские друзья, у нас учатся русские студенты, но для меня российский кинематограф — закрытая книга, я только начинаю знакомство с ним. В Германии широко известен «Русский ковчег» , пожалуй, из-за того, что он снят одним кадром. А вообще, очень-очень редко появляются популярные или известные русские фильмы. Они просто не приходят в Германию... А жаль, это была бы хорошая возможность почерпнуть что-то из них, интегрировать на немецкую почву. Я уверен, что присутствующие здесь сегодня сотрудники земли Баден-Вюртемберг выберут достойные российские киноленты, которые привезут в Германию. Это будет способствовать и развитию совместного кинопроизводства.

Когда-то русско-немецкие связи в культуре и искусстве были очень сильны, в частности в начале XX века. Чувствуете ли Вы эти связи сейчас, насколько они актуальны?

Да, без сомнения актуальны! Мне очень жаль, что эти контакты прерваны. Я думаю, причиной стало существаование некой «стены» между восточным миром и западным. Это не только физическая стена, но и ментальная стена в культурной жизни. Например, сейчас Германия, по крайней мере, западная ее часть, находится под сильным влиянием американской поп-культуры. Необходимо определенное время, чтобы преодолеть эту стены. Именно поэтому мы здесь! И если немецкие художники привнесут в свои произведения русскую страстность и силу, немецкому кинематографу это только пойдет на пользу!