В российский прокат выходит магическая картина французских режиссеров Клода Нуридзани и Мари Перенну «Сфера колдовства», в связи с этим они впервые посетили нашу страну и Санкт-Петербург.

Фотограф: Ольга Смирнова

Клод Нуридзани и Мари Перенну познакомились, когда учились в институте на биологическом факультете. «Встретились два одиночества» – так Клод говорит о знакомстве с Мари. Они часто ходили в кино, да и других общих интересов оказалось немало: любовь к музыке и литературе. Окончив обучение поняли, что мир науки – не для них. Они начали заниматься фотографией: в объектив попадали не только животные, насекомые, но и маленькие растения. Фотоработы публиковались в журналах Geo, National Geographic и отдельными книгами. Когда Клод и Мари осознали, что сделали все в фотографии, они сделали три короткометражных телефильма – «Обитатели зеркала» (1986), «Игра насекомого и цветка» (1987), «Путешествие в невидимую страну» (1987).

Кинематограф всегда увлекал и захватывал их, а желание снять полнометражный фильм не отпускало, так режиссеры-биологи написали сценарий «Микрокосмоса» и поехали на встречу с продюсером и актером . Выбор пал на него, так как к тому времени, он единственный снял картину о животных (об обезьянах). Съемки «Микрокосмоса» были закончены в 1997 году – это был большой успех, внимание, всевозможные награды, заслуженно попавшие в руки Клода Нуридзани и Мари Перенну. В частности, фильм получил Гран-При Технического изображения и звука Каннского фестиваля и 5 «Сезаров».

«Генезис» (2004) – второй фильм режиссеров – тоже не остался незамеченным, участвовал во многих мировых фестивалях.

На вопрос журналистов о времени, которое тратится на создание фильмов, Клод Нуридзани ответил: «Все три фильма снимались в обычном ритме – это примерно 6 лет работы: два года – выбор натуры, три года – съемки и около 8 месяцев – озвучка и монтаж». Мари Перенну объясняет: «Сроки, конечно, не маленькие, но поскольку речь идет о «необычных актерах», то съемочный план зависит от времени года, например, так называемая «жабья свадьба» приходится на март и, если все снять не удалось, то в запасе у нас будет еще три весны».

Клод Нуридзани и Мари Перенну на месте съемок «Сферы колдовства»

 

18 лет затишья для нас, зрителей, не были затишьем для режиссеров, все это время они трудились над сценарием и концепцией будущего фильма «Сфера колдовства». По сюжету все происходящее мы видим глазами мальчика, которому интереснее общаться с насекомыми, пресмыкающимися и другими обитателями заброшенного пруда, чем с людьми. Яркий спектакль разворачивается перед ним каждый день, а он, как самый преданный зритель, не может пропустить ни одно представление. Девственную природу водоема нарушает девочка в красном платье, приехавшая погостить в деревню. Эта встреча навсегда изменит жизнь мальчика...

Суета обыденной жизни уходит, когда на экране бурлит другая жизнь, скрытая от быстрого, беглого взгляда ненаблюдательного человека. Микромир Мари Перенну и Клода Нуридзани, живущий по своим законам, завораживает, в нем стрекозы с большими крыльями – это феи, тритоны – драконы, а бутоны маков – куклы. Порой поражаешься, что природой созданы такие причудливые существа, больше похожие на анимационных персонажей. Фантазийные куклы из маков – еще одна идея, достойная восторгов, и в правду, все гениальное просто. Каждый кадр настолько красив, что мог бы стать полноценной, идейной фотографией.

 

Кадр фильма «Сфера колдовства»

 

После пресс-конференции состоялась короткая беседа с режиссерами.

Насколько вы щепетильно относитесь к выбору музыки для своих фильмов, как выбираете нужного композитора?

Клод: Музыка очень важна, поскольку диалогов в наших фильмах практически нет. Над всеми тремя фильмами с нами работал один и тот же композитор, который, в конечном счете, стал нашим другом, это Бруно Куле (прим. ред.: получил премию «Сезар» за лучший саундтрек к фильму «Микрокосмос»).

 

Он как раз-таки и прославился после первого вашего фильма «Микрокосмос», если я не ошибаюсь?!

Клод: Честно говоря, мы были озадачены по поводу музыки в первом фильме, потому что понятно, что музыка играет большую роль… и мы задумались к кому мы можем обратиться. Нам хотелось работать с таким композитором, с которым могли бы вести постоянный диалог, которому мы бы доверяли. Бруно Куле до этого писал музыку для нескольких фильмов, но он не был известен. И когда мы с ним встретились, то сразу поняли, что поймем друг друга, как братья и сестры.

Мари: Это человек с большим сердцем – он любящий, страдающий, как многие большие художники.

Клод: И еще один принцип, которому мы следуем во всех наших фильмах – мы работаем в тесном сотрудничестве с нашим специалистом по звуку, саунддизайнером, для того, чтобы музыка смешивалась со звуками природы незаметным образом.

 

А какая музыка вас вдохновляет, есть ли любимый композитор?

Клод: Бах, может это не оригинально, но Бах… и многие русские музыканты, и композиторы – Мусоргский, Шостакович, Прокофьев.

 

Не началась ли еще работа над новым фильмом?

Мари: Нет, мы еще не начали работу, потому что пока еще не время, мы еще не вышли из этой авантюрной жизни фильма, которая долго продолжалась. Нужно полностью опустошиться, чтобы появились новые идеи. Сейчас мы живем в эпоху, когда стремительно появляются новые технологии, а мы были очень привязаны к камере 35 мм, а теперь видим, чего можно добиться обычными фотоаппаратами Canon или Nikon, которые одновременно могут быть камерами. Но тем не менее, это очень интересно и, вероятно, поможет нам эволюционировать в нашем стиле. Может быть, мы немножечко изменимся – будем выбирать каких-то других животных или они будут играть менее значительную роль…

 

По поводу новых технологий, сейчас эра 3D-фильмов, нет ли желания сделать такой проект?

Клод: Кстати говоря, нас спрашивали уже по поводу этого фильма, но к счастью, мы уже год как снимали и мы сказали «нет». Но правда и то, что 3D может быть очень интересным, для некоторых фильмов. Хотя не знаю, каково будет будущее 3D, потому что для каких-то очень зрелищных фильмов это может остаться, но это все-таки достаточно громоздка технология, требующая огромного количества людей, а мы любим снимать очень облегченной командой. Поэтому так...

Мари: И потом, у нас фильмы достаточно поэтичные, и я не знаю насколько 3D хорошо сработает с этой поэтичной стороной.

 

Не хотелось ли себя попробовать в совершенно другом жанре, например, снять драматическую художественную картину?

Клод и Мари (почти в один голос): Почему нет…

 

На этой многообещающей ноте разговор был закончен, времени у режиссеров, к сожалению, было мало, их ждали зрители на премьерном показе «Сферы колдовства»… Остается только заинтриговано ждать нового творения французской пары режиссеров-биологов.