На экраны выходит картина «Боевой конь» Стивена Спилберга. Всего несколько месяцев назад, выпустив анимационный фильм «Приключения Тинтина», Спилберг возвращается в кинотеатры с приключенческой драмой на фоне Первой мировой войны.

Про профессионализм и отточенность мастерства Спилберга уже можно слагать легенды. Режиссер, выпускающий по две картины в год, да еще и диаметрально противоположные по жанрам, содержанию и масштабу, действительно достоин звания мастера. Особое место в фильмографии Спилберга всегда занимала тема войны. Самые его серьезные и драматичные фильмы были о войне. Две премии «Оскар», как лучший режиссер, Спилберг получил именно за военные драмы.

 

 

«1941» (1979)

После ошеломительного коммерческого успеха «Челюстей» и «Близких контактов третьей степени» Спилберг снимает один из самых неоднозначных фильмов в своей карьере. «1941» стал ироничной, подчас слишком язвительной сатирой, исследующей популярный в американском обществе миф, утверждающий, что во Второй мировой войне победила только Америка. Спилберг подчеркивал суету и абсурдность происходящих на экране событий, пытаясь создать образ восприятия американцами наступающей войны как вариант очередного шоу, которое так ценится в этой стране. Молодое американское общество, не склонное к самокритике и иронии, не оценило юмора Спилберга, и «благополучно» фильм освистало. В мировом же прокате картина пользовалась большим успехом, а зарубежная критика отметила разносторонность Спилберга как режиссера, однако подчеркивала, что баланс юмора и серьезных тем, режиссер так и не смог достичь.

 

 

 

«Империя Cолнца» (1987)

Раздосадованный приемом «1941», восемь лет спустя Спилберг решает взять реванш в военном жанре. Режиссер снимает мрачную и лишенную легкости историю мальчика Джимми, волею судьбы попадающего в 1937 году в японский лагерь для интернированных лиц. Герою приходится познать всю тяжесть лагерной жизни. В картине во многом реализовалась излюбленная Спилбергом тема столкновения реальности и фантазии. Само название «Империя Cолнца» – образ не столько Японии, сколько некой далекой, фантастической страны или планеты, коей является лагерь и жизнь в нем для Джимми. К сожалению, и зрители, и Американская киноакадемия фильм приняли холодно, не оценив дистанцированность режиссера по отношению к герою и событиям.

 

 

 

«Список Шиндлера» (1993)

Спилберг долго не брался за этот проект, пытаясь передать режиссерские обязанности то , то . Однако, собравшись с духом, режиссер все-таки решает снять свой «фильм о холокосте», и в последствии с триумфом одерживает победу в оскаровской гонке, получив заветную статуэтку за лучшую режиссуру. История загадочного Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй мировой войны более тысячи евреев, не оставила академиков и зрителей всего мира равнодушными. Однако на Спилберга обрушилась волна критики. Одни обвиняли режиссера в излишней сентиментальности и мелодраматичности. Другие – в расчете на гарантированное получение «Оскара» и дальнейшие режиссерские перспективы в связи с этим.

 

 

 

«Спасти рядового Райана» (1998)

Учтя критику трех предыдущих военных картин, в 1998 году Спилберг снимает полномасштабную батальную драму о группе американских солдат, разыскивающих единственного выжившего в семье из четырех братьев рядового Джеймса Райана. Проделав работу над ошибками «Списка Шиндлера», Спилберг увлекся мрачными тонами, избавившись от избыточной сентиментальности. Режиссер пытается в полной мере отразить тот ужас и абсурдную лихорадку смерти, которая сопровождала поля сражений Второй мировой. Спилберг, как и в случае с «Империей солнца», словно хроникер, дистанционно фиксирует события, не пытаясь давать оценку и вешать ярлыки «хороший» – «плохой». Единственным просчетом картины, пожалуй, стали чрезмерно пафосные пролог и эпилог, однако это не помешало Спилбергу вновь получить заветного «Оскара» за лучшую режиссуру.

 

 

 

«Боевой конь» (2011)

Долго не рабодля всех решает вновь вернуться на старую территорию с картиной «Боевой конь». Экранизация одноименного романа Майкла Морпурга рассказывает историю дружбы мальчика Альберта и его коня по кличке Джоуи, которого продают в конницу и отправляют на поля сражений тая в жанре военной драмы, лишь отчасти коснувшись ее в «Войне миров», Спилберг неожиданно Первой мировой. Недолго думая, Альберт отправляется вслед за другом, чтобы спасти его. Пока этот фильм является темной лошадкой, как для зрителей, так и для критиков. Спилберг впервые работает с темой Первой мировой, и интересно, как он расставит акценты, связанные с этой войной. К жанру военной драмы прибавился жанр приключений. Сюжет же «Боевого коня» является своеобразным синтезом «Империи солнца» и «Спасения рядового Райана». По-видимому, Спилберг стремился достичь баланса приключений, сентиментальности и драмы. Однако, в большей степени, режиссер сосредоточился на истории приключений и дружбы Джоуи и Альберта, сделав войну всего лишь драматичным фоном. Поэтому мрачности и хроникального стиля «Спасения рядового Райана» в «Боевом коне» вряд ли стоит ожидать.