Главная, пожалуй, отличительная черта кубинского менталитета – это всепобеждающая простота. Простые и понятные человеческие чувства, честность и бесхитростность взаимоотношений, и главное, что воспевает красивый полнометражный испано-британский мультфильм «Чико и Рита», – простая и обезоруживающая музыка.

«Не называй меня маэстро, зови меня Чико», – в скромности пожилого кубинского пианиста нет ложного лукавства; именно этими словами в одном из эпизодов главный герой, познавший цену любви и славы, Чико, переходит на ты с юной обожательницей.

Сюжет «Чико и Риты» – это более чем полувековая история любви на фоне непростых обстоятельств и в окружении декораций доброй, но нищей Кубы и богатых, но развращенных Соединенных Штатов. 1947 год, на острове еще не то чтобы веют ветра грядущей революции: зажиточные гринго прекрасно проводят свои отпуска, попивая ром и мохито, наслаждаясь диковинно приятной местной музыкой, под которую можно танцевать ночи напролет в роскошном клубе «Тропикана» (Вуди Херман там срывает овации, залихватски обработав Стравинского, например).

Музыка, впрочем, везде: и за пределами концертных залов, она доносится из сердца нации – с грязных улочек и из домов бедноты. Выдающийся самородок, пианист Чико с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в красавицу-певицу Риту. Оба мечтают проложить дорогу своим талантам: Чико с неунывающим толстяком-компаньоном неустанно колесит на мотоцикле с коляской по заштатным танцплощадкам, а Рите приходится и вовсе подрабатывать проституцией.

В США тем временем назревает бум кубинского джаза, и самые везучие из местных виртуозов мигрируют на материк; самых везучих из везучих ангажируют ансамбли именитых джазменов, на смену свингу приходит бибоп – гораздо более свободная форма, близкая кубинской музыке по темпераменту. Пара выигрывает важный конкурс (призовой фонд – 500 песо, в то время как «оклад» Риты на панели составляет 10), но судьба не благоволит любви молодых людей ни на Кубе, ни в Америке: Риту охмуряет чванный продюсер, а несчастный Чико продолжает безуспешно слоняться по кипящему в джазовом котле Нью-Йорку, порой близко подходя к лихорадочному состоянию – так, во сне в него стреляет Хамфри Богарт.  Все это происходит до тех пор, пока пробивной компаньон не устраивает ему парижские гастроли в коллективе знаменитого Диззи Гиллеспи.

Восходящая звезда голливудских мьюзиклов так и не сможет отказаться от родных жареных бобов, а становящийся заметным композитором пианист – от воли своего большого сердца. Судьба не раз сведет их в самых мелодраматических обстоятельствах (зрелищные погони, мстительные гангстеры и красивые постельные сцены), но проклятие медных труб, кажется, неумолимо. Победит ли любовь? Догадайтесь. Правильно – спустя полвека.

Оскароносный испанский режиссер, по совместительству – продюсер и поклонник кубинского джаза Фернандо Труэба и успешный художник и дизайнер Хавьер Марискаль проделали кропотливую работу: они уделили максимум внимания исторической достоверности, изучив массу документов эпохи 40–50-х – автомобили, костюмы, пейзажи; даже нехитрый сюжет отсылает к популярным кинолентам того времени. Необычайно красива изысканная авторская анимация, но ключевой элемент, наполняющий дыханием и пронизывающий всю ленту, – это музыкальное содержание, за которое следует снять шляпу перед почтенным мэтром кубинского джаза Бебо Вальдесом, чья биография также просочилась в историю Чико. Режиссер посвятил свою работу великому Вальдесу, а до этого переиздал его старые записи, обнародовав свою коллекцию наследия музыканта.

В этой идеальной детской сказке для взрослых в «камео» заняты и куда более громкие джазовые имена, демиурги – Бен Вебстер, Телониус Монк, – но они появляются лишь эпизодически, в эпосе о жизни простого музыканта, казалось бы, упустившего свой шанс прославиться, но в финале сказочно вознагражденного. Не только признанием после полного забвения на многострадальной родине и за ее пределами, но еще и  долгожданной встречей с Ритой, чье разбитое корыто карьеры уже точно не подлежало починке.

Показ получившей важную испанскую премию «Гойя» мультфильма в России будет сопровождаться выступлением достойного наследника таланта своего отца – прекрасного пианиста Чучо Вальдеса.