Ксения Реутова
20 сентября 2011

Предел риска

Американское кино обрабатывает историю США со скоростью, которой все прочие страны могут только позавидовать. Финансовый кризис, по всеобщему признанию, еще не завершился, а фильмы про него уже выходят. «Предел риска» дебютанта Джея Си Чэндора рассказывает не о том, как все начиналось.
 
 
Уволенный по сокращению аналитик огромной финансовой корпорации () перед тем, как навсегда покинуть родной небоскреб, успевает передать молодому коллеге (Куинто) флешку со своими исследованиями. Тот в ту же ночь доводит работу до конца и выясняет, что его компании грозит скорый крах, а американской экономике – самый страшный и затяжной кризис со времен Великой депрессии. В течение суток эту новость он передаст по цепочке сначала среднему звену руководства (), потом старшему ( и ), и вскоре на крышу здания приземлится вертолет с самым главным боссом (), который, быстро оценив обстановку, решит избавиться от ненужных активов.
 
Премьера этой картины состоялась в феврале на Берлинском кинофестивале, и тогда казалось, что это такая зарисовка из недавнего прошлого: мир, переживший кризис, облегченно вздыхает и пытается разобраться, что же это было и как выглядело изнутри. Сейчас, когда у мировой экономики очередной сердечный приступ и вероятность «второй волны» как никогда высока, «Предел риска» смотрится уже по-другому — теперь это скорее прямая трансляция из таких кабинетов, в которые у обычного человека нет доступа.
 
Самому зрителю вникать в какие-то графики, формулы и термины не придется. Как и в обеих частях «Уолл-стрит» , в картине Чэндора из непременных атрибутов капиталистической вселенной только костюмы, очки и небоскребы. Все остальное отыгрывается озабоченно наморщенными лбами, блеском глаз, кривыми ухмылками и, как это ни смешно, подтяжками. На герое Кевина Спейси они надеты для того, чтобы подчеркнуть его человечность, у прочих персонажей зависимость характера от костюма будет такой же: чем строже деловой прикид, тем безжалостнее окажется его хозяин (самым идеальным, конечно, станет Джереми Айронс с его британским денди-шиком).
 
Но в отличие от фильмов того же Стоуна – режиссера, известного своими левыми взглядами, «Предел риска» снят совсем с других позиций. Капитализм тут демонстрирует не оскал, а растерянную недоуменную улыбку. В картине нет ни одного отрицательного героя (даже большой босс виновен лишь в том, что он по натуре циник), и все происходящее абсолютно для всех становится полной неожиданностью: если действия каких-то злодеев и привели к кризису, то сидят они точно в каком-то другом небоскребе. Финансовый крах обрушивается на персонажей как апокалипсис, и все, что они могут сделать в этой ситуации, — это подготовить себя к удару и смириться с тем, что жизнь уже никогда не будет прежней.
 
Чэндор намеренно отказывается искать виноватых и намеренно переводит сюжет из области материального в область духовного. Ему неинтересны скандальные разоблачения — он прекрасно понимает, что про жадность как порок уже сказано достаточно, и он не хочет вводить в сюжет отъявленного мерзавца, на которого можно повесить всех собак. Вместо этого режиссер вместе со своими клерками медитирует на крыше и встречает рассвет нового дня – дня, в котором уже не будет миллионных заработков, уютных офисов и сытой уверенности в будущем.
 
Разумеется, в этом мало по-настоящему драматического, а подсади к этим персонажам, скажем, Михаила Прохорова (он бы, кстати, отлично вписался) – и им вовсе расхочется сочувствовать. Но это, пожалуй, первый случай, когда бизнес-механизмы и цифры, о которых сообщают по телевизору, вдруг оживают и обретают какие-то человеческие черты. В банках и финансовых корпорациях сидят люди, а не акулы – и об этом тоже нужно помнить.

Отзывы о «Предел риска»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в прокате

с 7 марта (чт) | Великобритания, США, 1979, 3 к/т, триллер, ужасы, фантастика с 7 марта (чт)

Восстановленная версия одного из самых известных научно-фантастических фильмов о противостоянии человека и инопланетянина.

«Фаворитка», «Кэрол», «Жизнь Адель» и другие важные фильмы о лесбийской любви.

Выбор редакции

с 14 марта (чт) | Россия, 2018, 9 к/т, биография с 14 марта (чт)

Драма одиночества поэта внутри ситуации социального успеха.

с 7 марта (чт) | США, 2019, 99 к/т, боевик, приключения, фантастика с 7 марта (чт)

История женщины, которая получает сверхъестественные способности после столкновения с инопланетянами.

с 7 марта (чт) | США, 2018, 8 к/т, комедия с 7 марта (чт)

Фрэнк и Нэнси — семейная пара, живущая на широкую ногу в большом доме в британском стиле.

с 14 марта (чт) | США, 2018, 32 к/т, драма, комедия с 14 марта (чт)

Ироничный и трогательный взгляд на возраст первых открытий и риска.

с 14 марта (чт) | США, 2018, 5 к/т, драма, комедия, мелодрама с 14 марта (чт)

Новая голливудская версия самой популярной на Западе пьесы Чехова.

с 21 марта (чт) | Испания, США, 2019, 95 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 21 марта (чт)

Однажды фантазерка Джун обнаруживает, что придуманный ею чудесный Парк развлечений реален.

с 14 марта (чт) | Великобритания, США, 2019, 46 к/т, приключения, фэнтези, семейный с 14 марта (чт)

Приключения непутевого школьника, избранного стать героем.

с 7 марта (чт) | Швеция, 2019, 2 к/т, драма с 7 марта (чт)

Жизнеутверждающая лента о том, что даже в 60 еще не поздно начать с нуля.

с 21 марта (чт) | Ирландия, США, 2018, 31 к/т, драма, ужасы с 21 марта (чт)

Одинокая девушка, недавно переехавшая на Манхэттен, случайно встречается с загадочной вдовой.

с 7 марта (чт) | США, 2018, 4 к/т, драма, мюзикл с 7 марта (чт)

В 1999 году отличница Селеста чудом выжила, когда ее одноклассник устроил в школе стрельбу. Под впечатлением от несчастья она написала песню — и проснулась знаменитой.