Фестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание к человеку» много лет подряд проходил летом, но в этом году из-за Кинофорума вынужден был изменить привычный график. Зритель от этого только выиграл: сентябрь – самое время получать новые знания, в том числе и об искусстве кино. «ВД» выбрал пятерку главных событий фестиваля.

«Да здравствуют антиподы!»

В документальном кино, как и в игровом, тоже есть свои звезды, и если проводить аналогии, то у петербургского режиссера Виктора Косаковского статус примерно такой же, как у Стивена Спилберга или Джеймса Кэмерона. Его работы изучают в киношколах, показывают по телевидению в десятках стран мира, в его коллекции – награды чуть ли не всех существующих фестивалей документального кино. Собственно, чтобы понять, что такое документалистика, достаточно посмотреть крестьянскую сагу «Беловы», фильмы «Среда 19.07.61» (Косаковский исследовал жизни людей, родившихся с ним в один день) или «Свято» (после рождения сына режиссер убрал из дома все зеркала, чтобы через два года запечатлеть момент, когда мальчик впервые видит свое отражение). «Да здравствуют антиподы!» – фильм, снятый в противоположных точках земного шара и выявляющий единство там, где его по определению быть не может: Косаковский рифмует аргентинское захолустье и урбанизированный Шанхай, буйную Испанию и тихую Новую Зеландию, красоты Патагонии и Байкала. Три недели назад картина открывала Венецианский фестиваль вместе с «Мартовскими идами» Джорджа Клуни.

«In silico»: экспериментальное кино

В этом году расписание «Послания к человеку» пополнится еще одной конкурсной программой, в которую войдут фильмы, не укладывающиеся в рамки классической киноэстетики. Речь идет о радикальных экспериментах, и неподготовленному зрителю воспринимать такое кино, конечно, будет сложно. Организаторы «Послания» придумали выход из сложившейся ситуации: новую программу презентуют в том числе и как образовательный проект. Лекцию об истории экспериментального кинематографа прочтет Пип Ходоров – американский режиссер и композитор и один из лучших специалистов в этой области. Место встречи тоже выбрано неслучайно: лекция состоится в музее современного искусства «Эрарта».

«Пустыня запрещенного искусства»

Этот фильм по всем законам логики должен был появиться в России, но сняли его почему-то американцы. «Пустыня запрещенного искусства» исследует деятельность Игоря Савицкого – художника, этнографа, искусствоведа и создателя уникального «музея в пустыне», чья коллекция русского авангарда признана одной из лучших в мире. Музей находится в узбекском городе Нукус. Савицкий приехал туда в 50-х в составе этнографической экспедиции и остался на долгие годы. Но занимался он не только раскопками: из Москвы и других городов Союза этнограф тайно вывез тысячи работ когда-то заклейменных в формализме художников-изгоев. Картину сняли Аманда Поуп, профессор киношколы Калифорнийского университета, и ее аспирант Чавдар Георгиев, который и представит фильм на фестивале.

«Россия. 20 лет. Взгляд из Финляндии»

О 20-й годовщине подавления путча в августе не забыл ни один российский телеканал, но большинство телевизионных документальных фильмов свели сюжет к рассказам о событиях тех дней, и никто так и не решился осмыслить то, что произошло за два десятка лет с самой страной. Зато это попытались сделать финские кинематографисты: соответствующую программу специально для фестиваля подготовила Гильдия документалистов Финляндии. В нее вошли картины, снятые в 90-е и «нулевые» режиссерами из страны Суоми. Близким и родным Петербургом дело не ограничилось: авторы путешествуют по Транссибирской магистрали, изучают якутских шаманов, исследуют жизнь эвенков и внимательно вглядываются в глаза жертв войны в Чечне.

Итальянское и испанское кино

Перекрестный год Италии и Испании в России на фестивале отметят специальной программой, составленной при участии Генеральных консульств обеих стран. Подробности станут известны ближе к открытию, но весной организаторы сообщали, что одной из премьер станет картина с поэтическим названием «Коль есть у тебя снега гора, спрячь ее в тень». Это режиссерская работа Элизабетты Сгарби – литературного редактора и директора «Бомпиани», старейшего издательства Италии. Сама автор называет фильм путешествием по итальянской культуре и сравнивает его со странствиями Данте. В роли Вергилия поочередно выступают итальянские писатели (из мировых знаменитостей есть, например, Умберто Эко), которые в кадре жалуются на духовное оскудение нации и пытаются проанализировать его причины.

Подробное расписание: m2m.iffc.ru