В прокат выходит «Джейн Эйр» – новая экранизация романа Шарлотты Бронте с Мией Васиковской и Майклом Фассбендером в главных ролях. Режиссер фильма Кэри Фукунага в одном из интервью пошутил, что в кино существует негласное правило: экранизировать эту книгу не реже одного раза в пятилетку. Накануне премьеры «ВД» решил вспомнить самые известные киноверсии.

1934

Режиссер – Кристи Кабанне.
Джейн Эйр – Вирджиния Брюс;
Эдвард Рочестер – Колин Клайв.

Первая звуковая версия романа Бронте создавалась в те времена, когда понятие экранизации было еще весьма условным. Из известных книг смело брали имена героев, но все остальное меняли по усмотрению сценаристов и режиссера. «Джейн Эйр» образца 1934 года с книжным оригиналом не имеет почти ничего общего и сейчас смотрится скорее как карикатура на классику. Джейн в детстве – упитанный херувим с белокурыми кудрями и щечками хомяка, Джейн в юности – высокая томная блондинка с лебединой шеей. Мистер Рочестер в исполнении Колина Клайва – рохля, пасующий перед ее напором. Это не он намеренно грубит ей – это она откровенно хамит ему и отдает приказы. Об ужасах Ловудского приюта не упоминается вовсе. По жанру это скорее комедийная мелодрама с популярными по тем временам гэгами. Рочестер лазит по деревьям. Его воспитанница Адель падает головой в старинную вазу, застревает в ней и не может выбраться. Джейн путешествует с пьющим кучером и слушает его пьяный бред. Спустя 10 лет американцы одумались и сняли более аутентичную экранизацию.

1943

Режиссер – Роберт Стивенсон.
Джейн Эйр – Джоан Фонтейн;
Эдвард Рочестер – Орсон Уэллс.

Амбициозная постановка кинокомпании 20th Century Fox. Главной звездой была не исполнительница роли Джейн Джоан Фонтейн, а Орсон Уэллс, имя которого даже в титрах шло первым номером. По возрасту и внешности на роль Рочестера он никак не подходил (ему было всего 28, и он был статным красавцем), но заполучить молодого актера и режиссера, уже прославившегося своим «Гражданином Кейном», мечтали все. На съемках Уэллс не ограничился только актерской игрой и вовсю помогал Стивенсону и всей съемочной группе. Он работал над декорациями, вносил изменения в сценарий, занимался подбором актеров (именно он взял на роль Хелен Бернс 11-летнюю Элизабет Тейлор), отвечал за монтаж. Фактически это его фильм: он украл его и у своей партнерши, и у режиссера. Джейн Эйр у Фонтейн получилась бледной, неулыбчивой, нерешительной и почти лишенной сильных эмоций девицей, зато Рочестер у Уэллса вышел настоящим титаном, неуправляемым холериком, которого, словно мятущегося в клетке льва, усмиряет ледяное спокойствие дрессировщика. В финальной сцене его герой в припадке счастья буквально душит хрупкую Джейн в своих могучих объятиях – и это куда трогательнее, чем многостраничные объяснения героев в романе Бронте.

1983

Режиссер – Джулиан Эмьес.
Джейн Эйр – Зила Кларк;
Эдвард Рочестер – Тимоти Далтон.

Канонический сериал BBC, самая известная и самая любимая (в том числе и в России) экранизация книги. Никаких лишних нововведений, точное следование всем поворотам книжного сюжета, идеально соответствующие эпохе костюмы и декорации. Но вот что интересно: центром книги всегда была ее главная героиня, центром фильмов в большинстве случаев остается мистер Рочестер. Версия 1983 года не исключение. Зила Кларк – замечательная Джейн, она настоящая дурнушка, но с чудесной улыбкой, она спокойна и рассудительна, вот только эту роль актриса должна была сыграть лет на десять пораньше: на момент съемок ей было уже 29 лет. В результате экраном целиком и полностью владеет Тимоти Далтон, его герой – красавец, каких поискать (и в этом, наверное, главное расхождение сериала с романом), он остроумен, чувствителен и изящен. Сам актер считает эту роль лучшей в своей кинокарьере, и многочисленные поклонницы с ним, очевидно, согласны, вот только сейчас за плечами его мистера Рочестера постоянно маячат тени агента 007 и Ретта Батлера из сериала «Скарлетт».

1996

Режиссер – Франко Дзефирелли.
Джейн Эйр – Шарлотта Генсбур;
Эдвард Рочестер – Уильям Херт.

Дзефирелли долгие годы считался идеальным популяризатором литературной и театральной классики, которая в его трактовке почти никогда не теряла связи с оригиналом, но в случае с «Джейн Эйр» все получилось наоборот. В версии 1996 года сохранены основные сюжетные линии романа, но есть много сценарных новшеств, особенно в сценах в Ловуде. В роли маленькой Джейн – Анна Пакуин («Настоящая кровь»), которая двумя годами раньше стала одной из самых юных лауреаток «Оскара» за всю его историю за фильм «Пианино». Повзрослевшую героиню играет Шарлотта Генсбур, внешность которой, пожалуй, лучше всего подходит под описание, данное в книге, – она действительно похожа на эльфа, не хватает только остроконечных ушек. А вот Рочестер у Уильяма Херта совсем не такой, как в романе: светловолосый, вечно лохматый, рассеянный, с байронической усталостью от жизни во взгляде и движениях. Эту экранизацию критикуют до сих пор. Генсбур считают слишком строгой (на одном из фанатских форумов даже как-то считали, сколько раз за весь фильм на ее лице мелькала хотя бы тень улыбки), Херта – слишком мягким и лишенным харизмы. Но зато в родство душ тут верится безоговорочно.

2006

Режиссер – Сюзанна Уайт.
Джейн Эйр – Рут Уилсон;
Эдвард Рочестер – Тоби Стивенс.

Мини-сериал BBC, состоящий из четырех серий. Фильм получил множество телевизионных наград, и не только в родной Великобритании: актриса Рут Уилсон была номинирована на премию «Золотой глобус». Маленькую Джейн играет Джорджи Хенли (Люси Певенси из «Хроник Нарнии»). Исполнители главных ролей менее известны. Уилсон в основном работает в театре, Тоби Стивенс много снимается в других сериалах BBC, с большим кино ни первая, ни второй никакими крепкими узами не связаны. Это, пожалуй, самая страстная из существующих версий романа Бронте. При каждой встрече главных героев от них буквально летят искры, ни одна серия не обходится без слез, истерики или поцелуев. Целомудрия, присущего книжному тексту, тут нет и в помине. Рочестер периодически заваливает Джейн то на кровать, то на идеальный английский газон. Шарлотте Бронте такое вряд ли понравилось бы, зато экранизацию неожиданно полюбили подростки.

2011

Режиссер – Кэри Фукунага.
Джейн Эйр – Миа Васиковска;
Эдвард Рочестер – Майкл Фассбендер.

«Джейн Эйр» образца 2011 года доказывает, что даже после десятка разных экранизаций одного и того же текста талантливая команда все еще может найти новую трактовку. В фильме Фукунаги Джейн в кои-то веки выглядит на свой возраст (по книге ей 18-19, Мие Васиковской – 21) и не кажется очевидной красавицей. Вообще, новая версия романа Бронте – история вовсе не о любви, добропорядочности и усердии, а о потере невинности. Главная героиня – сущий ребенок как внешне, так и внутренне, и Рочестер – первый мужчина, с которым она сталкивается в своей скромной и замкнутой жизни. Фассбендер чем-то очень напоминает Орсона Уэллса: его герой так же груб, резок, злобно-саркастичен и даже временами хамоват, но при этом невероятно харизматичен и притягателен. Еще одно преимущество картины – ее красота. Пейзажи бесподобны, роскошное готическое поместье Торнфильд становится еще одним действующим лицом рассказа – то есть все именно так, как и должно быть в образцовом английском киноромане.