В середине июля в Петербурге снова пройдет Международный Кинофорум – новый для города киносмотр, который в этом году представляет полноценную конкурсную программу и в ближайшем будущем вполне может составить серьезную конкуренцию Московскому фестивалю.

Официально считается, что Кинофорум в этом году пройдет во второй раз, но по сути получается, что все-таки в первый. Прошлогодняя майская программа была помпезно презентована и посвящена 65-летию окончания Второй мировой, но что это было, в городе так никто и не понял. Зритель – главное действующее лицо любого кинофестиваля – оказался полностью выключенным из процесса. Он не мог заранее узнать расписание Кинофорума, никто не потрудился объяснить ему, что за фильмы будут там показывать и зачем вообще это нужно, не смог он разделить с городскими чиновниками и их главную гордость – приезд Антонио Бандереса, чье присутствие никак не рифмовалось с заявленной фестивальной темой.

Звезды на любом большом фестивале, несмотря на красные дорожки и проживание в пятизвездочных отелях, – такой же обслуживающий персонал, как, скажем, охранники или официанты. Они приезжают, чтобы рекламировать себя и свои фильмы или искать деньги на новые проекты. А фестиваль нужен для того, чтобы показывать людям кино. Кажется, у Кинофорума в этом году именно такая цель.

Участники и судьи

В основной программе Кинофорума два конкурса. Первый и самый важный – «Best of the best», в который вошли десять картин, уже получивших в этом сезоне призы различных международных фестивалей. Именно эти фильмы зрителю и стоит «ловить» в первую очередь.

«Новые территории», конкурс номер два, - программа более сложная и экспериментальная, в нее вошли исключительно премьеры, а география, в полном соответствии с названием, очень обширная: будут фильмы из Польши, Китая, Испании, Хорватии и Шри-Ланки. И если у участников «Best of the best» все-таки есть шансы появиться потом в российском прокате, то у картин из «Новых территорий» они стремятся к нулю – прокатчики у нас, как известно, предпочитают проверенный Голливуд, а о кино как искусстве думают в последнюю очередь.

Отбирали фильмы люди, которым можно доверять. Программным директором Кинофорума стал Андрей Плахов – критик «Коммерсанта» и почетный президент Международной Федерации кинопрессы FIPRESCI, компанию ему составили киноведы Михаил Трофименков, Анжелика Артюх, Елена Слатина, Сергей Сыч, Алена Шумакова и владелец магазина «Порядок слов» Константин Шавловский.

У каждой из конкурсных программ будет свое жюри. «Best of the best» будет судить довольно разношерстная компания, в которую вошли как профессиональные кинематографисты (драматург Рустам Ибрагимбеков, генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жиганова-Озкан, президент российского фестиваля в Торонто Валерий Коган), так и люди, к большому кино никакого отношения не имеющие (тренер Татьяна Тарасова, художник Вадим Захаров, журналист Светлана Сорокина). У «Новых территорий» состав не менее солидный: немецкий кинофед Ульрих Грегор, актриса Динара Друкарова, актер Грегуар Колен и режиссеры Йос Стеллинг и Фридрих Тор Фридриксон.

Параллельная вселенная

Но конкурс – это лишь верхушка айсберга. От разнообразия параллельных программ просто разбегаются глаза. Андрей Плахов проведет «Петербургскую Эйфорию» - местную версию популярнейшего московского фестиваля, который дает возможность киноманам раньше всех увидеть главные арт-хаусные новинки сезона. Александр Сокуров возглавит «Метрополис» - киношколу, в занятиях и мастер-классах которой примут участие молодые кинематографисты без специального образования. В программе «Ветер с Востока» покажут азиатское кино, в программе «Неизвестное кино нулевых» - лучшие некоммерческие фильмы десятилетия. Компания Disney устроит свою «Ночь анимационных фильмов». Традиционные для любого фестиваля ретроспективы будут посвящены Марлену Хуциеву, Александру Рехвиашвили, Наоми Кавасе и Дени Коте. И это далеко не полный список.

Чтобы хоть как-то сориентировать зрителя, «ВД» составил свои топ-5 самых интересных фильмов и событий Кинофорума. Тут, впрочем, стоит учесть, что программу объявили еще не полностью, окончательный список и расписание сеансов появятся лишь к началу фестиваля. Но даже того, что есть на текущий момент, вполне достаточно, чтобы понять главное: по масштабам заявку Кинофорума на звание большого международного фестиваля вполне можно сравнить с заявкой на проведение Олимпиады или Чемпионата мира по футболу. И победа этой заявки теперь зависит от активности тех, кто по-настоящему любит кино.

Подробное расписание см. на www.spbkinoforum.ru

Топ-5: фильмы

«Надер и Симин: развод»

Иран, 2011. Реж. Асгар Фархади

Победитель последнего Берлинского фестиваля, драма о разводе в обеспеченной иранской семье. Такого кино из Ирана вы еще не видели: работы Фархади совершенно не похожи на те картины персидской «новой волны», которыми привыкла восхищаться европейская публика. Это кино этических и моральных дилемм, неразрешимых противоречий человека, системы и жестких религиозных норм, при этом снятое в лучших традициях хичкоковских триллеров.

«Карлос»

Франция – Германия, 2010. Реж. Оливье Ассайяс

Лидер многих неформальных рейтингов лучших фильмов прошлого года, многочасовая биография венесуэльского террориста Ильича Рамиреса Санчеса. Француз Ассайяс не только достоверно воссоздает целую эпоху, но и преподносит свою версию того, что это вообще за явление такое – международный терроризм. Меньше всего эти люди озабочены идеологией или религией, это такие современные хищники, отчаянные авантюристы, увлеченные исключительно самими собой.

«Обезьянки»

Швеция, 2011. Реж. Лиза Ашан

Обладатель главного приза сразу двух престижных фестивалей – Гетерборгского и американской «Трайбеки», драма о дружбе и соперничестве двух старшеклассниц. У подобных фильмов есть своя система клише, созданная Голливудом, однако шведскому режиссеру Лизе Ашан, для которой «Обезьянки» стали дебютом, удалось сломать все существующие в подростковом кино стереотипы и снять совершенно новую историю взросления.

«Керлинг»

Канада, 2010. Реж. Дени Коте

Коте снимает любимую провинцию Квебек, которая в его фильмах превращается в некую волшебную страну, где все не как у людей: французский язык здесь коверкают, ведут себя заторможенно, страстно любят керлинг. Персонажи – один чудаковатее другого: девушка, нашедшая гору трупов, радостно валяется с ними в снегу, менеджер отеля самостоятельно убирает в номере кровавые следы, не вызывая полицию, а один отец так любит дочь, что даже не выпускает ее из дома.

«Фильм Оки»

Южная Корея, 2010. Реж. Хон Сан Су

Если кто-то думает, что в программе Кинофорума будут сплошь печальные драмы об ужасах жизни, то вот опровержение – новая работа замечательного корейца Хон Сан Су, чей предыдущий фильм «Ха-ха-ха» даже успел побывать в российском прокате. «Фильм Оки» - трагикомедия про любовный треугольник с участием симпатичной студентки, ее бойфренда-одногодки и взрослого преподавателя.

Топ-5: события

Выставка Рустама Хамдамова

Никаких подробностей о выставке знаменитого художника и режиссера, которая пройдет в Михайловском театре, пока нет, но вероятнее всего это будет та же самая экспозиция, которую показывали зимой в московской Галерее на Солянке. Выставка называется «Бриллианты» - точно так же, как снятая год назад короткометражка про балерину (Диана Вишнева), укравшую драгоценные камни из ювелирной лавки. Фильм на Кинофоруме тоже покажут: живопись у Хамдамова по-прежнему неотделима от кино.

Ретроспектива Наоми Кавасе

Фильмы японки Кавасе в российский прокат не выходили ни разу, хотя это, безусловно, знаковое имя для мирового кино: в коллекции режиссера – награды самых известных мировых кинофестивалей, включая Каннский. Пишут о Кавасе мало еще и потому, что о ее творчестве сложно говорить – его надо именно почувствовать. Каждый ее фильм – духовное путешествие в какой-то параллельный мир, куда более тонкий, гуманный и прекрасный, чем окружающая суровая реальность.

«География кино. Северный свет»

В основу этой программы легли документальные фильмы о двух северных столицах – Петербурге и Хельсинки. «Ленинградская ретроспектива» Александра Сокурова и «Хельсинки навсегда» Питера фон Баха построены на хроникальных кадрах. «Симфония города» Хейкки Ахола и «Среда. 19.07.1961» Виктора Косаковского показывают непарадные портреты двух мегаполисов середины 90-х. И все четыре фильма объединены одним стремлением – запечатлеть и сохранить город таким, каким видит его режиссер.

Презентация книги «Сокуров. Части речи»

Имя Александра Сокурова этим летом не сходит со страниц газет: 14 июня режиссер отметил юбилей, на Кинофоруме возглавил проект «Метрополис», а в начале сентября будет презентовать в Венеции свой новый фильм «Фауст», заключительную часть тетралогии о власти. В рамках Кинофорума в книжном магазине «Порядок слов» пройдет презентация нового издания книги «Сокуров. Части речи» и номера журнала «Сеанс», посвященного «Фаусту». В качестве специального гостя заявлен сам Александр Николаевич Сокуров.

Мастер-класс Бакура Бакурадзе

Всего за три года этому режиссеру удалось проделать путь, на который у других уходят десятки лет. Его дебютный фильм «Шультес» был показан в одной из программ Каннского фестиваля и получил гран-при «Кинотавра». Вторая картина, «Охотник», в этом году снова попала на оба киносмотра, и на «Кинотавре» опять успех – награды за режиссуру и лучшую женскую роль. Как и его герои, Бакурадзе особой разговорчивостью не отличается – тем интереснее понаблюдать за тем, как будет проходить его мастер-класс в «Порядке слов».