У «Фестиваля фестивалей» в этом году появился серьезный конкурент – стартующий в июле Кинофорум, в связи с этим существовали опасения, что в таких условиях старейший питерский киносмотр просто не сможет собрать достойную программу. К счастью, они не оправдались. «ВД» по традиции рассказывает о фильмах, которые нельзя пропустить.

«Венеция»

Реж. Ян Якуб Кольски, Польша, 2010.

Ян Якуб Кольски считается единственным в своем роде магическим реалистом польского кино. «Венеция» доказывает, что это звание европейская критика присвоила ему не зря. Это семейная сага, действие которой разворачивается в годы Второй мировой. Главный герой, мальчик по имени Марек, мечтает попасть в Венецию, но все планы рушит война. Прихватив детей, женская часть семьи – мама мальчика, три ее сестры и бабушка – отправляются в загородное имение, в затопленном подвале которого Марек строит точную копию города на воде. В этой картине нет ничего нового, о побеге от реальности как о самом действенном способе пережить ужас войны снято немало фильмов, но Кольски берет не драматургией, а тягучей атмосферой детского кошмара, мрачной и грустной сказки, финал которой зрителю предстоит додумать самостоятельно.


«Мой лучший враг»

Реж. Вольфганг Мернбергер, Австрия-Люксембург, 2011.

Немецкоязычное кино редко позволяет себе шутить на темы Холокоста, Второй мировой и Гитлера, но исключения все же встречаются. «Мой лучший враг» – авантюрная комедия про двух друзей детства, один из которых был отпрыском богатого коллекционера-еврея, а второй – сыном домработницы. После аншлюса Австрии (дело происходит в Вене) первый отправляется в концлагерь, а второй – в ряды СС. Спустя несколько лет их снова сведет вместе рисунок Микеланджело, хранившийся когда-то у коллекционера и теперь позарез понадобившийся фюреру. Не скатиться в откровенную глупость и пошлость фильму помогает блестящая игра Морица Бляйбтроя – немецкого актера, способного на любые перевоплощения: всего год назад в картине «Еврей Зюсс – фильм без совести» он мефистофельствовал в роли Йозефа Геббельса, а теперь убедительно изображает еврейского интеллигента.


«Ничего личного»

Реж. Урсула Антоняк, Нидерланды-Ирландия, 2009.

Режиссерский дебют давно живущей в Голландии польки Урсулы Антоняк в 2009-м наделал шума на мировых кинофестивалях, правда, большинство призов достались не постановщице, а исполнительнице главной роли – рыжеволосой голландской красавице Лотте Вербек. Это камерный и безумно красивый фильм о хрупкости отношений между мужчиной и женщиной. Героев всего двое: молодая девушка, бросившая обустроенную, но бесконечно несчастную жизнь ради свободы и путешествий, и живущий где-то в ирландской провинции одинокий старик. Она соглашается работать на него, но при одном условии: никаких расспросов и никаких личных контактов. Разумеется, через какое-то время это соглашение будет нарушено.


«Мишень»

Реж. Александр Зельдович, Россия, 2011.

«Мишень» – антиутопия по сценарию Владимира Сорокина, описывающая Россию образца 2020 года: страна окончательно превратилась в сырьевой придаток, а миром правят не Соединенные Штаты, а Китай. Предыдущий фильм Зельдовича «Москва» заимствовал типажи из «Трех сестер» Чехова, в персонажах «Мишени» угадываются черты героев «Анны Карениной», только помимо внутрисемейных страстей у них хватает времени и на совместную поездку к заброшенному астрофизическому комплексу, дарующему вечную молодость и абсолютную свободу. Премьера фильма состоялась зимой на «Берлинале», и 30 июня он, по идее, должен выйти в российский прокат, но лучше все-таки попытаться поймать его на «Фестивале фестивалей» – серьезная картина с почти трехчасовым хронометражем обречена на немилость кинотеатров.


«Охотник»

Реж. Бакур Бакурадзе, Россия, 2011.

Вместе с «Еленой» Андрея Звягинцева «Охотник» представлял Россию на недавно завершившемся Каннском фестивале, но никаких призов, к сожалению, не получил. Как и дебютный «Шультес», новый фильм Бакурадзе – предельно аскетичное кино с непрофессиональными актерами, длинными планами и редкими диалогами. Место действия – серая российская провинция, но совсем не такая, какой ее привыкли видеть зрители в фильмах нашей условной «новой волны»: Бакурадзе сумел обойтись без нецензурной лексики, повального пьянства и «чернухи». Главный герой Иван Дунаев содержит свиноферму, где бесконечно поят, кормят и режут «пятачков», периодически ходит на охоту и проживает историю любви с заключенной, присланной на работу из расположенной по соседству колонии. Никакой морали в этом фильме нет, Бакурадзе – один из самых бесстрастных российских режиссеров, но из монотонности и неспешной созерцательности ему уже во второй раз удается высечь такие искры, каким позавидовали бы и авторы с куда более горячим темпераментом.


«Кого хочу я больше»

Реж. Сильвио Сольдини, Италия-Швейцария, 2010.

Драма про адюльтер: живущая в Милане героиня с отличной карьерой и растолстевшим гражданским мужем влюбляется в нищего, но очень симпатичного официанта, которому зарплаты едва хватает на то, чтобы накормить жену и детей. Дальше следуют страстные свидания и необходимость сделать выбор между семейным очагом и погружением в новые отношения. Картина с итальянскими звездами Альбой Рорвакер и Пьерфранческо Фавино ничего оригинального к уже известным мировому кино историям не добавляет, но зато очень точно рисует социальную картину современного итальянского общества, где в вопросы любви все чаще вмешиваются деньги, а желанный развод невозможен не из-за трусости мужчины, а по причинам вполне объективным: вся жалкая зарплата в тысячу евро в этом случае уйдет на выплату алиментов.