В новом шоу Цирка братьев Запашных «К.У.К.Л.А.», как и в прежних проектах, в роли сценариста и главного режиссера-постановщика выступил Аскольд Запашный. Однако побеседовал «ВД» о представлении, конечно, с «цирковым тандемом» — и Аскольдом, и Эдгардом.

Новое шоу «К.У.К.Л.А.» объединяет все цирковые жанры. «Колесо смерти», тигры, львы, маски, двойное хождение по канату вверх ногами, 800 авторских костюмов и почти столько же силиконовых масок, тонны декораций, живая музыка — все смешалось, точнее, соединилось в одно яркое, эффектное и профессионально безукоризненное зрелище. Братья Запашные в очередной раз поражают зрителей своей фантазией и мастерством.

— Расскажите, пожалуйста, о своем новом шоу?

Эдгард: «К.У.К.Л.А.» на сегодняшний день— самое большое шоу из всех, которые мы делали. Как всегда, действие происходит на двух манежах. Более 200 человек на площадке, большое количество экранов. Мы хотим добиться того, чтобы ни один зритель не был обделен, чтобы гигантские декорации сменяли друг друга, чтобы воздушные гимнасты были по всей площадке… «К.У.К.Л.А.» отличается от всего того, что мы делали раньше: это технически самое грамотное, самое объемное и, конечно, самое дорогостоящее шоу, в нем больше всего приглашенных артистов, каскадеров, чемпионки Европы и мира по pole dance заняты в нашем представлении. На манеже будут не только артисты и животные — на арене будут автомобили, мотоциклы, велосипеды, сегвеи, даже ролики.

Аскольд: «К.У.К.Л.А» — это, по-моему, некая психоделика в стиле фильмов Тима Бертона. История о том, что может произойти с человеком, пытающимся сбежать от своих проблем и страхов. Мы так устроены, что в тот момент, когда тяжело, страшно, больно, — мы чаще всего ищем легкий путь. Увы, но именно эта слабость превращает нас в чудовищ. Основная идея спектакля в том, что человек должен в самом себе победить свои страхи, которые могут превратить его в монстра. Конечно, никто не рождается сильным. Но человек сам формирует, лепит себя…

— А почему у вашего шоу такое название?

А.: По сюжету, молодая девушка по имени Долорес (ее играет ведущая артистка нашего цирка Елена Бараненко) спешит на свидание, но опаздывает, а когда приходит на место встречи, то видит, что ее любимый ушел с другой. В отчаянии она хочет свести счеты с жизнью, но тут возникает добрый дядюшка, назвавшийся психиатром, и предлагает ей путешествие в другой мир, чтобы забыть все печали. Долорес соглашается и... оказывается в кукольном городе. Поначалу все идет замечательно. Она знакомится со смешными обитателями города, однако позже понимает, что все они – невольники и не могут выбраться из города. Вместе с новыми друзьями главная героиня ищет выход…

— Есть много восторженных отзывов о вашем шоу, но есть и те, кто назвал шоу мрачным и даже депрессивным...

Э.: За те пять лет, что мы делаем цирковые шоу, зрители должны были привыкнуть к тому, что мы делаем спектакли, где зритель может не только веселиться и следить за цирковыми трюками, но и думать, сопереживать, испытывать острые эмоции. Мы недаром поставили на афише «6+», потому что понимаем: маленькие дети вряд ли поймут суть этого шоу. Хотя, например, актер Максим Коновалов пришел с ребенком, которому 2,5 годика. И ребенок просидел с открытым ртом все представление.

А.: Мне очень интересно наблюдать за реакцией публики, потому что, как режиссеру, мне важно не абстрагироваться от чужих мнений, а правильно воспринимать конструктивную критику. Но некоторые взрослые, увидев пистолет на манеже, начинают кричать: «Разве это детское шоу? Здесь стреляют из пистолета!» Мне кажется, такие люди не столько переживают за своих детей, сколько просто не вникают в суть происходящего. Я ни разу не слышал, чтобы дети сделали неправильные выводы. Но люди разные — на всех не угодишь. А если есть диаметрально противоположные мнения, то шоу состоялось. Я сторонник того, чтобы приучать публику к хорошим, качественным продуктам, а не заискивать перед ней с помощью каких-то штампов и стереотипов. Не надо сюсюкать и заигрывать ни с детьми, ни со взрослыми...

— А может, люди просто привыкли к тому, что цирк – это легкое искусство, и его единственная функция – развлекательная?

Э.: Тогда почему все хвалят Цирк дю Солей: у них одно шоу вообще построено на истории похорон?! Не будем жить старыми ассоциациями и стереотипами – будем жить настоящей реальностью. Каждое наше шоу – это история. И «К.У.К.Л.А.» – тоже шоу со смыслом. Главная мысль – бойся своих желаний, потому что не всегда наши деяния по-настоящему приносят нам счастье. Есть фраза «Мечты сбываются!», но все ли счастливы, когда у них сбываются мечты?

А.: Часто люди чего-то желают, не думая о том, к каким последствиям это приведет, на какие жертвы придется пойти. Многим кажется, что желание – это нечто виртуальное, и оно должно сказочным образом сбываться. Простой пример: человек хочет купить машину, но задумывается ли он, что нужно сделать, чтобы эту машину получить, что машина впоследствии требует технического обслуживания, затрат. А еще то, что эта машина может кого-то убить… Все, что связано с этой мечтой, может быть не только позитивным, но и негативным. И это касается, наверное, любых желаний. Поэтому нужно очень внимательно обдумывать то, что ты хочешь.

— Но, согласитесь, встречаются и опустошенные люди, которые в принципе ничего не хотят, ни о чем не мечтают…

А.: Самое страшное в жизни – это аморфность. Если тебе Бог дал жизнь, ты появился на этом свете, значит, в этом есть какой-то смысл. Нужно, как минимум, попытаться прожить жизнь достойно. Если не дорожишь своей жизнью, то хотя бы потрать время на то, чтобы помочь окружающим. А пустое существование мне дико и не понятно. Нельзя жить бездушно и бесцельно.

— Часто желания навязываются человеку обществом, окружающими людьми, и вот он уже сам не понимает, где его желания, а где желания других людей...

Э.: Об этом и рассказывает «К.У.К.Л.А.»… Если осуществленная мечта принесла тебе радость и удовольствие – она действительно твоя. А если ты не осознаешь, зачем тебе это было нужно, – тогда это не твое сокровенное желание. Ты просто стал куклой в чужих руках. Нельзя быть куклой, но дурно быть и кукловодом…

— А вам случалось после осуществления какого-то желания чувствовать опустошение?

Э.: Например, когда мы в пятый раз завоевали золото на международном цирковом фестивале, было ощущение, как будто уперся головой в потолок, и я понял, что надо придумать что-то новое, ставить перед собой какие-то новые цели, задачи, чтобы был какой-то творческий рост.

— Эдгард, я знаю, что вы мечтаете дрессировать белых медведей. Как вы думаете, когда-нибудь эта мечта осуществится?

Э.: Сейчас все в наших руках. В конце прошлого года я стал генеральным директором, а брат – художественным руководителем самого большого цирка Европы – Большого московского цирка на проспекте Вернадского, – и это открывает для нас новые возможности…

— Как вы относитесь к тому, что Цирк братьев Запашных иногда сравнивают с Цирком дю Солей?

Э.: Во многом Цирк дю Солей сегодня является образцом: прежде всего, в умении продавать свой продукт, в маркетинге, рекламе. Что касается качества, я с уверенностью могу сказать, что по количеству трюков в шоу мы даже превосходим Цирк дю Солей. У нас работают настоящие профессионалы: не только цирковые артисты, но и мастера спорта, чемпионы Европы и мира. Мы отбираем лучших из лучших, платим им достойную зарплату, чтобы им было комфортно у нас работать.

А.: Мне такое сравнение совсем не лестно. Я с уважением отношусь к Цирку дю Солей. Но мне обидно за то, что их маркетинг очень сильно влияет на нашего зрителя, который в последнее время априори считает, что все, что сделано в России, – плохо, а все, что сделано за границей, – хорошо. Могу с уверенностью сказать, что мы ничуть не уступаем Цирку дю Солей, создаем качественный продукт мирового уровня.

Э.: В Москве шоу «К.У.К.Л.А.» было показано 55 раз, за три недели его посмотрело более 250 тысяч зрителей. Наверное, это о чем-то говорит.

— А вы будете со временем завоевывать мировую аудиторию?

Э.: Будем к этому стремиться.

— Среди зрителей вашего шоу и ваших поклонников очень много звезд и известных людей...

Э.: В этом году на шоу – настоящий звездопад: у нас уже побывали Иосиф Кобзон, Владимир Соловьев, Оскар Кучера, Надежда Бабкина, Светлана Журова, Сергей Лазарев, братья Сафроновы, Екатерина и Александр Стриженовы и многие другие… Очень неожиданно было, когда после шоу Ангелина Вовк, в буквальном смысле слова, встала на колени и сказала, что потрясена тем, что увидела. Это дорогого стоит... Жаль только, что главы государства с брежневских времен не ходят в цирк, но я все-таки надеюсь, что ситуация изменится.

— Какие новые трюки можно увидеть в «К.У.К.Л.Е.»?

А.: Будет много новых номеров, приходите – все увидите. Например, есть уникальный трюк – зеркальное отражение, когда я иду по канату, а человек идет с точностью до наоборот на нижней стороне каната вверх ногами.

Э.: Тигр Мартин участвует со мной в отдельной сцене, где я выхожу в образе куклы по имени Чев (если произнести «кукла Чев» без остановки, вы поймете, что получится). Трюк проходит без специальных ограждений: я ласкаюсь к тигру, он меня облизывает, я засовываю ему голову в пасть...

— Признайтесь, ваша фантазия не имеет границ?

А.: Наверное, любой человек должен определять для себя какую-то жизненную цель. Мы хотим развивать цирковое искусство, быть лучшими. Поэтому должны быть максималистами. Я считаю, что это мой долг – и перед нашим отцом, и перед собой. Я просто отношусь к своему делу с любовью. А есть ли предел у моих созданий – жизнь покажет. Но идей у меня много – лет на семь-восемь хватит.

Мнение

Телеведущий Владимир Соловьев о шоу «К.У.К.Л.А.»

— Шоу «К.У.К.Л.А.» фантастическое! Я не могу представить, чтобы люди, которые ходят ногами по земле и у которых руки заточены, как кажется, для того же, что у всех обычных людей, делают такие вещи. Фантастический уровень владения не только своим телом, но и эмоциями зрительного зала! На это шоу надо брать детей и идти смотреть всей семьей. И при этом в шоу нет никакого заигрывания с детьми. Это серьезный спектакль синтетического жанра. Я много что видел в своей жизни, но скажу так: Голливуд отдыхает. Мы привыкли все сравнивать почему-то с Цирком дю Солей, но шоу Запашных гораздо глобальнее, гораздо драматичнее. Это настолько сильно, что в конце представления у вас будет ощущение, что вы прожили жизнь.

Фото: Константин Костин; администрация Цирка братьев Запашных.